Часть 5. Второй цикл портретов воспитанниц Смольного института.
Портрет Е.И.Молчановой. 1776
В 1776 году в петербургском обществе царила всеобщая ажитация по поводу первого выпуска воспитанниц Смольного института. Волновались девицы, их родители, даже весь императорский двор пребывал в волнении. Девушкам предстояло выдержать настоящий экзамен, причем публичный, в присутствии императрицы, императорский семьи и придворных. Хотя каждой выпускнице заранее вручили ее билет (один!), с тем, чтобы она могла подготовиться и вызубрить ответы на все вопросы, смолянки все равно трепетали и постоянно лишались чувств от волнения.
Горячее время настало и у Дмитрия Левицкого, поскольку ему был сделан еще один заказ на серию портретов на сей раз лучших выпускниц Смольного института. Предполагалось, что на сей раз это будет триптих, на каждой из картин будет изображена одна модель, но все в целом должно было быть связано единой художественной концепцией. Каждая из героинь должна была представлять одну из ипостасей женского образования: Науку, Музыку и Танец.
В качестве земных воплощений аллегорических фигур были избраны: Екатерина Молчанова – Наука; Глафила Алымова – музыка и Наталья Борщева – Танец.
Предполагается, что первым Левицкий исполнил портрет Екатерины Молчановой. Девушка изображена в форменном белом шёлковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвёртого) возраста, но уже с модной прической, хотя и лишенной принятого декора. Она сидит на стуле с гнутой спинкой на фоне бархатной темно-зеленой драпировки в окружении образовательных пособий, использовавшихся за занятиях в Смольном институте. Справа на столе находится антлия (вакуумный насос), на заднем плане, за спиной героини - сфера. В левой руке девушка держит книгу, что позволяет воспринимать ее изображение и как аллегорию Науки, и как аллегорию Декламации. Пальцы правой руки девушки сложены в уже привычный «деликатный» жест, который видимо по замыслу художника должен символизировать утонченность и изысканность воспитанниц Смольного института.
Молчанова далеко не красавица, но ее обаятельная улыбка выдает девушку, уверенную в собственных силах и в собственной привлекательности. Впрочем, для нее учеба в Смольном институте действительно стала счастливым билетов в будущее.
Екатерина Ивановна Молчанова родилась в 1758 году. Она была дочерью коллежского советника Ивана Молчанова. Семья Екатерины находилась в бедственном положении, у ее отца было всего тридцать крепостных, которые к тому же были заложены, так что с самого рождения девочке была уготована типичная судьба бесприданницы. Но Екатерине повезло, и она попала под опеку супруги обер-егермейстера С.К.Нарышкина Марии Павловны, которая и определила девушку в только что открытый Смольный институт. Заодно Нарышкина положила на имя своей подопечной 2000 рублей, которые девушка должна была получить после окончания учебы, и это помимо ежегодных выплат в 200 рублей на мелкие расходы и обещания приданного (по завещанию), если опекуншу устроит избранник Екатерины.
В Смольном Екатерина Молчанова отличалась серьёзностью, сосредоточенностью, выделялась среди воспитанниц любовью к наукам, любила больше читать, чем участвовать в играх и развлечениях, хотя не раз выступала на сцене институтского театра. Она прекрасно рисовала и вышивала, о чем стало известно известно из письма Екатерины II, адресованного Александре Левшиной:
«…Бецкой поставил софу в турецком стиле в мою комнату Зимнего дворца. Сама я поместила там лишь ваше изображение, сделанное девицей Молчановой; это моя любимая вещь, которая не покидает своего места, которое я ей отвела…»
В 1776 году Екатерина окончила курс второй, с золотой медалью и «знаком отмены» (золотым шифром императрицы) на ленте с тремя золотыми полосками, она получила также и:
Молчанова окончила курс института в 1776 году с большой золотой медалью и шифром ЕкатериныII. Она была признана второй среди выпускниц. Помимо знаков отличия девушка получила и пенсию по 250 рублей в год из процентов с капитала в 100 тыс. рублей, пожертвованного Екатериной II при первом выпуске смолянок «…на содержание и снабжение приданым тех, которые сей помощи по выходе из Общества, а паче когда поступят в супружество, ниоткуда не могут иметь...»
Сразу после окончания института (а конкретно 19 июня 1776 года) Молчанова была принята ко двору. Ее первым поручением было участие во встрече невесты цесаревича Павла Петровича принцессы Софии-Доротеи Вюртембергской. После этого Екатерина была назначена к ней в свиту. Затем, с конца 1770-х годов Молчанова стала фрейлиной самой Екатерины II.
В1780 году (27 января) Молчанова вышла замуж за Сергея Олсуфьева, сына статс-секретаря Екатерины II А.В.Олсуфьева и М.В.Салтыковой, сестры Сергея Салтыкова, любовника императрицы. По настоянию отца, который смог добиться позволения императрицы, Сергей Олсуфьев в 1769 году был в числе других молодых дворян направлена для завершения образования в Лейпцигский университет.Впоследствии он дослужился до чина генерал-майора.
В этом браке родилось пятеро детей, трое сыновей и две дочери, но двое детей, сын и дочь, умерли совсем маленькими. Екатерина Ивановна Молчанова-Олсуфьева скончалась 3 сентября 1809 года в Петербурге в возрасте пятидесяти лет (относительно солидном для того времени) и была похоронена в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище, супруг пережил её на девять лет и похоронен там же.
Судя по всему, брак был довольно удачным, во всяком случае интеллектуальный уровень супругов был практически равным. Но все-таки, когда знакомишься с ее биографией, не оставляет мысль, что в иную эпоху столь одаренная девушка могла бы добиться гораздо большего, чем пребывание при дворе и воспитание детей.
Продолжение следует…