nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

НА ЗЛОБУ ДНЯ


ПОКРОВ

         На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка зима.
        Чинить избу до Покрова – не то не будет тепла.
          Приспевай, товарец, к Покрову,
          Сдам на Покровской ярмарке.
          Подожди до Покрова, весь долг выплачу…
          Просто удивительно, как русский народ легко вписал в свою бытовую жизнь православные праздники и традиции, добавив в церковный календарь свои сезонные потребности, приурочив к датам, значимым для православия, начало посевной и сбор урожая, лучшее время для вступления в брак, и для выполнения самых мелких хозяйственных дел.
        Одним из самых любимых в народе стал и праздник Покровà, вернее Покров Пресвятой Богородицы. Причин этого, вероятно, несколько. Во-первых, это праздник, посвященный Богоматери, заступнице за всех бедных и несчастных. Во-вторых, это был день перехода от осени к зиме, окончательного завершения всех дел, связанных со сбором и обработкой урожая. На Покров можно было начинать топить в избах (а не ждать, когда установится определенная температура на улице). На Покров возвращались по своим домам мужики, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращались с деньгами и с подарками для жен, детишек или невест (если, конечно, на радостях не пропивали все на обратной дороге). На Покров устраивались ярмарки. С Покрова начинали готовить свадьбы (придет Покров, девке голову покроет).
      А сам праздник пришел на Русь из Византии. В его основу было предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, том самом,  в котором хранилась риза Божьей Матери.Согласно различным источникам, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение. Андрей Юродивый, который также присутствовал на службе, поднял глаза и увидел Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором.
        «..Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию:
        - Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
        Епифаний ответил:
        - Вижу, святой отче, и ужасаюсь…»
        Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему»:
        «…Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там…»
        Предполагается, что смысл этого видения означал спасение жителей Константинополя от нашествия сарацинов (русов или болгар по другой версии), и войска противника вскоре действительно отступили. В честь этого события и был установлен праздник, который позднее перешел и на Русь.
        Считается, что на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы учредил князь Андрей Боголюбский в память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за его войско в походе против волжских булгар в 1164 году. По другой версии предполагается, что инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а еще его дед, Владимир Мономах, и произошло этот не во Владимире, а в Киеве.
Впрочем, именно во Владимиро-Суздальском княжестве были зафиксированы самые ранние произведения, посвященные празднику Покрова: изображение праздника на вратах Рождественского собора в Суздале, выполненных в технике золотой наводки по меди (1227-1238 гг.), иконы из Покровского монастыря в Суздале (14 в.) и, разумеется, великолепный и знаменитый храм Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.

        Согласно местному устному преданию, князь решил строить храм в том месте, где при его возвращении из очередного похода внезапно остановился его конь, и князю было видение Богоматери, указавшей на место, где должен стоять ее храм. Это было необычное место, прежде находившееся у слияния рек Клязьмы и Нерли (сейчас русла рек несколько изменили свое течение), где был специально для постройки церкви насыпан рукотворный холм. В итоге создается впечатление, что церковь, устремленная ввысь, к Небесной Заступнице, как бы парит над зеркальной гладью спокойных и безмятежных вод Нерли.         Строители сознательно отказались от использования цветных пятен в декоре (фресок либо позолоты), поэтому ничто не отвлекает внимание зрителя от девственной красоты белоснежного камня, придающей храму поэтическую одухотворенность и художественную целостность.
        Храм Покрова на Нерли построен в форме небольшого однокупольного четверика с четырьмя крестообразными столпами, почти квадратного в плане, богато декорированного резьбой по камню, причем как на фасадах здания, так и в его интерьерах.Исследователи, реконструировавшие храм Покрова на Нерли, пришли к выводу, что с трех сторон он был окружен открытой аркадой, на которой располагалось гульбище. Велика вероятность, что в комплекс также входила и пристань, к которой могли причаливать княжеские корабли. Иногда утверждается, что известняк для строительства храма князь Андрей Боголюбский вывез во время похода в Булгарское царство, но, скорее всего это было не так.
        Любопытно, что второй (или даже первый) из числа самых популярных русских храмов, который всем известен как храм Василия Блаженного, на самом деле также посвящен празднику Покрова и в действительности именуется Покровский собор «что на рву». Его приурочили к соответствующему празднику, поскольку на следующий после него день пала Казань после тяжелой и многодневной осады. Храм был построен по обету Ивана Грозного в качестве благодарности Богоматери за помощь при взятии Казани, и считается первым на Руси храмом-памятником. К тому же это один из самых ярких (в прямом смысле) примеров многостолпного шатрового храма, в основу плана которого была положена система вписанных квадратов, широко распространённая на Руси в то время.
        При установлении праздника начали создаваться и иконы, посвящённые Покрову пресвятой Богородицы. Иконография сюжета естественно основывается на описании явления Покрова из Жития Андрея, Христа ради юродивого, Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Богоматерь, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиции входят также фигуры Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от Богоматери. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей Юродивый, указывающий Епифанию на Богородицу.
        Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца,одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме,  на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах, сопровождавшие Богородицу во время ее небесного шествия по Влахернскому храму, а также ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Впрочем, все изображения, за исключением самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.
        В России в частности и в православных странах в целом существует огромное количество храмов и монастырей, посвященных празднику Покрова, а через них название закрепилось в огромном количеств топонимов, от улиц до деревень, поселков и целых городов.
        Вероятно, праздник так хорошо закрепился в народном сознании, потому что логично увязывался с ежегодным природным явлением, первым снегом, который часто именно в эти дни начинал покрывать землю.
       P.S.Чтобы точно выйти вследующем году замуж, нужно14 октября прийти в церковь первой и поставить свечку перед иконой, посвященной празднику Покрова. Кто раньше поставит свечку, та раньше и замуж выйдет.
        P.P.S.Забавно, что официальный государственный профессиональный праздник День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отмечаемый во второе воскресенье октября очень часто совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Так что же на самом деле празднуют сельские жители?
Tags: архитектура, икона, праздники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments