
ПОКРОВ
На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка зима.
Чинить избу до Покрова – не то не будет тепла.
Приспевай, товарец, к Покрову,
Сдам на Покровской ярмарке.
Подожди до Покрова, весь долг выплачу…
Просто удивительно, как русский народ легко вписал в свою бытовую жизнь православные праздники и традиции, добавив в церковный календарь свои сезонные потребности, приурочив к датам, значимым для православия, начало посевной и сбор урожая, лучшее время для вступления в брак, и для выполнения самых мелких хозяйственных дел.

Одним из самых любимых в народе стал и праздник Покровà, вернее Покров Пресвятой Богородицы. Причин этого, вероятно, несколько. Во-первых, это праздник, посвященный Богоматери, заступнице за всех бедных и несчастных. Во-вторых, это был день перехода от осени к зиме, окончательного завершения всех дел, связанных со сбором и обработкой урожая. На Покров можно было начинать топить в избах (а не ждать, когда установится определенная температура на улице). На Покров возвращались по своим домам мужики, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращались с деньгами и с подарками для жен, детишек или невест (если, конечно, на радостях не пропивали все на обратной дороге). На Покров устраивались ярмарки. С Покрова начинали готовить свадьбы (придет Покров, девке голову покроет).

«..Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию:
- Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
Епифаний ответил:
- Вижу, святой отче, и ужасаюсь…»
Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему»:
«…Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и

Предполагается, что смысл этого видения означал спасение жителей Константинополя от нашествия сарацинов (русов или болгар по другой версии), и войска противника вскоре действительно отступили. В честь этого события и был установлен праздник, который позднее перешел и на Русь.
Считается, что на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы учредил князь Андрей Боголюбский в память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за его войско в походе против волжских булгар в 1164 году. По другой версии предполагается, что инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а еще его дед, Владимир Мономах, и произошло этот не во Владимире, а в Киеве.
Впрочем, именно во Владимиро-Суздальском княжестве были зафиксированы самые ранние произведения, посвященные празднику Покрова: изображение праздника на вратах Рождественского собора в Суздале, выполненных в технике золотой наводки по меди (1227-1238 гг.), иконы из Покровского монастыря в Суздале (14 в.) и, разумеется, великолепный и знаменитый храм Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова.



Согласно местному устному преданию, князь решил строить храм в том месте, где при его возвращении из очередного похода внезапно остановился его конь, и князю было видение Богоматери, указавшей на место, где должен стоять ее храм. Это было необычное место, прежде находившееся у слияния рек Клязьмы и Нерли (сейчас русла рек несколько изменили свое течение), где был специально для постройки церкви насыпан рукотворный холм. В итоге создается впечатление, что церковь, устремленная ввысь, к Небесной Заступнице, как бы парит над зеркальной гладью спокойных и безмятежных вод Нерли. Строители сознательно отказались от использования цветных пятен в декоре (фресок либо позолоты), поэтому ничто не отвлекает внимание зрителя от девственной красоты белоснежного камня, придающей храму поэтическую одухотворенность и художественную целостность.
Храм Покрова на Нерли построен в форме небольшого однокупольного четверика с четырьмя крестообразными столпами,

Любопытно, что второй (или даже первый) из числа самых популярных русских храмов, который всем известен как храм Василия Блаженного, на самом деле также посвящен празднику Покрова и в действительности именуется

При установлении праздника начали создаваться и иконы, посвящённые Покрову пресвятой Богородицы. Иконография сюжета естественно основывается на описании явления Покрова из Жития Андрея, Христа ради юродивого, Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Богоматерь, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиции входят также фигуры Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от Богоматери. Кроме того, в нижней части икон

Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца,одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме, на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах, сопровождавшие Богородицу во время ее небесного шествия по Влахернскому храму, а также ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Впрочем, все изображения, за исключением самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.
В России в частности и в православных странах в целом существует огромное количество храмов и монастырей, посвященных празднику Покрова, а через них название закрепилось в огромном количеств топонимов, от улиц до деревень, поселков и целых городов.
Вероятно, праздник так хорошо закрепился в народном сознании, потому что логично увязывался с ежегодным природным явлением, первым снегом, который часто именно в эти дни начинал покрывать землю.

P.P.S.Забавно, что официальный государственный профессиональный праздник День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отмечаемый во второе воскресенье октября очень часто совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Так что же на самом деле празднуют сельские жители?