Часть 7. Второй цикл портретов воспитанниц Смольного института.
Портрет Н.С.Борщевой. 1776
Портрет Натальи Семеновны Борщовой был выполнен последним в серии. Девушка считалась одной из лучших танцовщиц среди смолянок, поэтому вполне логично, что Левицкий изобразил ее в виде Аллегории Танца.
Наталья представлена в сценическом костюме черного бархата, с шнурованным корсажем, отделанным золотой тесьмой, узкой на рукавах и корсаже и широкой по подолу, и дополнительно украшенным коротким плащом, эффектно развевающимся при движениях героини. Иногда утверждается, что Борщева изображена в роли Пандолфы, которую она исполняла в пьесе «Служанка-госпожа», где главную героиню, Сербину, блестяще играла Екатерина Нелидова. По другой версии Наталья изображена в бальном наряде, танцующей на одном из придворных балов-маскарадов. В любом случае, платье героини укорочено, так что это действительно скорее всего сценический костюм. Фон, на котором позирует Борзова, также не дает однозначного ответа на этот вопрос. За ее спиной условный пейзаж, возможно, парк, и лестница. Так что это может быть как театральная декорация, так и реальная терраса одной из императорских резиденций.
Наталья Борщова также, как и большинство ее однокашниц, отнюдь не красавица, но ее лицо очень красит милая и какая-то простодушная улыбка. Ее волосы уложены в модную прическу, которую украшает бриллиантовый эгрет с разноцветными перьями. Художник опять складывает пальцы левой руки девушки в изящный «деликатный» жест, а вот в изображении ее правой руки имеется явная ошибка, свидетельствующая о некоторой неопытности Левицкого по части анатомии.
Судя по утверждениям современников, Наталья Борщова была не только талантливой танцовщицей, но и превосходной певицей и актрисой. Как писал о ней небезызвестный Алексей Ржевский, который, судя по всему обожал крутиться вокруг девиц из Смольного института, пока не женился на Глафире Алымовой:
«…Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла…»
Не менее восторженно отзывался о талантах девицы Борщевой и Александр Сумароков в своем знаменитом послании «К девицам Нелидовой и Борщевой»:
«…О вы, питомицы возлюбленные муз,
Парнасским пением доволя нежны слухи
И восхищая в нас умы, сердца и духи,
Примите от меня,
Вещающа хвалу вам, девы, не маня,
Наполненного к вам почтением отличным,
Кто не был никогда на свете двуязычным,
Письмо сие!..»
Наталья Борщева была дочерью лейб-гвардии отставного фурьера Семёна Ивановича Борщова и его супруги Екатерины Алексеевны. Финансовое положение семьи Борщовых было, вероятно лишь немногим лучше, чем у Молчановых, У отца Екатерины Молчановой было 30 душ крепостных, а у отца Наталии Борщевой – 113, но также заложенных, а детей в семье Борщовых было шестеро. Кто помог Борщевым устроить Наташу в Смольный институт, неизвестно, впрочем, вероятнее всего, у ее отца сохранились некоторые связи с бывшими сослуживцами, и здесь семье посодействовал кто-то из них.
Девушка оказалась талантливая и способная, она закончила институт с Большой золотой медалью, шифром императрицы и пенсией 250 рублей в год, что, конечно же оказалось большим подспорьем для всей ее большой семьи. 14 июня 1776 года ее приняли ко двору. Предполагалось, что Наталия Борщова будет фрейлиной великой княгини Наталии Алексеевны, первой супруги цесаревича Павла Петровича, но поскольку та скончалась еще до выпуска смолянок, ее вместе с любимой подругой Катинькой Нелидовой назначили состоять фрейлиной при второй супруге Павла, великой княгини Марии Федоровны.
В этом официальном звании Наталья сопровождала «графа и графиню Северных» в путешествии по Европе в 1782 году. Также как и Нелидова Наталья Борщова во всех официальных случаях «имела шаг» перед княгиней Салтыковой и госпожой Бенкендорф, которые сопровождали великокняжескую чету неофициально. Наталья Борщова не пользовалась расположением великой княгини, которая во время путешествия вообще тяготилась присутствием фрейлин, мешавших ей оставаться в обществе любимой подруги г-жи Бенкендорф. Но Борщову все-таки ценили при дворе за её сценический талант, и она была постоянной участницей всех любительских театральных постановок, которые устраивала великая княгиня.
В 1785 году Наталья Борщова спокойно и безо всяких эксцессов вышла замуж. Ее первым мужем стал вдовец Клавдий Семёнович Мусин-Пушкин, который был старше ее почти на двадцать лет, как и муж Глафиры Алымовой. Впрочем, брак оказался вполне удачным, и Наталья Семёновна с энтузиазмом принялась воспитывать многочисленных отпрысков своего мужа, у которого было восемь детей от первого брака. Овдовев, через некоторое время, она также спокойно вышла замуж во второй раз за генерал-майора барона Вильгельма Людвига фон дер Ховена.
В 1809 году Наталья Семеновна была назначена состоять гофмейстериной при фрейлинах, а вслед за тем была пожалована в кавалерственные дамы ордена св. Екатерины меньшого креста. Так что и ее придворная карьера благополучно продолжалась.
Наталья Борщова пережила всех своих соучениц по первому выпуску Смольного, и ушла из жизни 31 октября 1843 года в возрасте 84 лет.
Продолжение следует…