nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ДВУХ СЛОВАХ


        Искусство Древней Греции до сих пор считается эталоном в том, что касается красоты человеческого тела и построения архитектурных сооружений. До нас практически не дошли произведения древнегреческих художников, хотя известно, что они были, и мастера отличались большой искусностью в подражании окружающему миру.
          Зато скульптурных и архитектурных памятников известно огромное количество, и по ним можно проследить, как менялись представления греков о прекрасном, и как мастерство художников постепенно достигло совершенства.
          Историю искусства Древней Греции традиционно принято разделять на насколько этапов:

          - гомеровская Греция (11 – 8 века до н.э.);
          - архаика, период образования городов-государств, полисов (7-6 вв. до н.э.);
          - классика, период расцвета городов-государств (5 и 4 вв. до н.э.); ее принято делить на:
          - раннюю классику (490-450-е гг. до н.э.);
    - высокую классику (450-410-е гг. до н.э.);
      - позднюю классику (конец 5 – 4 вв. до н.э.);
       - эллинизм (кон. 4 – 1 в до н.э.).
         
            Самые великолепные древнегреческие произведения искусства относятся к эпохе классики. Именно тогда были построены самые знаменитые древнегреческие храмы, которые и были украшены самыми прекрасными скульптурами богов и богинь.

          Знаменитые греческие скульпторы:
       - Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий») – ранняя классика;
       - Фидий (скульптурный фриз Парфенона) – высокая классика;
       - Поликлет («Копьеносец» ("Дорифор"), «Диадумен») – высокая классика;
       - Скопас («Менада») – поздняя классика;
        - Пракситель («Гермес с Дионисом», «Афродита Книдская») – поздняя классика;
       - Лисипп («Апоксиомен», портреты Александра Македонского) – поздняя классика;

              ШЕДЕВРЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ



   
        Мирон. Дискобол                          Фидий. Фрагмент Фриза Парфенона                 Поликлет. Дорифор

                                          
        Лисипп. Апоксиомен                                 Скопас. Менада                                Пракситель. Гермес и Дионис

          Древние греки, несмотря на их развитую мифологию и все представления о богах и героях, поклонялись человеку, его разуму, душевным качествам, его телу, которое они считали прекрасным. Именно поэтому более всего они развивали объемную скульптуру: этот вид искусства как нельзя лучше подходил для передачи их идей о прекрасном. Они постепенно совершенствовали технику скульптуры, и застывшие архаические коры и куросы постепенно превращались в совершенных и почти живых Аполлонов и Афродит.

                                                                           
                                          Кора                                                     Афродита Книдская

          Изобразительное искусство, по греческим представлениям, не являлось самоцелью, а должно было служить для приобщения к нравственному и прекрасному, выполнять просветительскую и воспитательную функции. Художник, скульптор или архитектор должен был знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами. При этом, несмотря на необычайно высокий уровень его подготовки, в социальном отношении он не поднимался выше ремесленника.
          История древнегреческого искусства самым непосредственные образом связана с историей Древней Греции: в период расцвета греческих полисов, расцветает и искусство, а когда Греция попадает под власть Рима, теряя самостоятельность, соответственно и греческое искусство становится частью искусства Римской империи. Хотя, естественно, оно оказывает огромное влияние на искусство Древнего Рима, а особенно, на его скульптуру.
      Еще большее влияние на все последующее мировое развитие архитектуры оказала система ордера, созданная греческими архитекторами. В состав ордерной системы входят три компонента: опора, на которой стоит  вертикальная колонна, и балка, которая ложится сверху на колонну, образуя перекрытие. Греки создали три разновидности ордера, которые различаются по степени легкости (или тяжести): дорический (самый тяжелый и сильный), ионический (средний) и коринфский (самый легкий и изящный). Позднее в Древнеи Риме архитектор Витрувий развил и дополнил эту греческую систему, и добавил к ней еще два ордера, но основой все равно стали эти три греческие ордерные системы, на основе которых древние греки и создавали все свои лучшие архитектурные памятники.

          Знаменитые архитектурные памятники Древней Греции:
          - Парфенон и Эрехтейон в Акрополе в Афинах;
          - храм Аполлона Пифейского в Дельфах;
          - храм Посейдона в Пестуме.


     
                      Эрехтейон на Акрополе в Афинах                           Храм Аполлона Пифенйского в Дельфах

                                             
                                                               Храм Поскейдона в Пестуме
                                         
          Впоследствии оказалось, что ордерную систему можно по-прежнему использовать даже в наши дни, ее можно трансформировать применительно к новым условиям и архитектурным теориям, ее можно сознательно отвергать, но совершенно нельзя полностью игнорировать. В той или иной форме, все равно в основе любого архитектурного стиля лежит греческий ордер.
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments