Часть 8. Итоги
Серию портретов воспитанниц Смольного института, написанную Левицким в 1773-1776 годах, можно исследовать с двух точек зрения: как произведение искусства и как культурное явление, теснейшим образом связанное с появлением в России первого учебного заведения, предназначенного для женщин.
Как это всегда бывает в нашей стране, изначально был намечен грандиозный план по организации некоей структуры, которая выпускала бы из своих стен новых людей, способных впоследствии полностью изменить и облагородить ту среду, в которой они будут в дальнейшем пребывать. Екатерина Вторая прекрасно понимала, что прогресс стране могут дать только образованные и культурные люди, которые не появятся из ниоткуда сами по себе, а, значит, нужно было изменять уже сами семьи, и прежде всего матерей, влияние которых на детей невозможно переоценить. Так что вполне закономерно, что устав «Императорского воспитательного общества благородных девиц» предполагал, что в конечном итоге из стен Смольного института выйдут «образованные женщины, хорошие матери, полезные члены семьи и общества».
Конечно, новую породу людей из воспитанниц Смольного вывести не удалось, однако основа для дальнейшего развития женского образования была заложена. Структура оказалась весьма устойчивой, поскольку смогла просуществовать практически в неизменном виде почти 150 лет до самого краха монархии в России. Любопытно, что все постсоветские попытки возродить систему женского образования для если не благородных, то хотя бы для богатых новорусских девиц, потерпели неудачу. Очень возможно, что основополагающим моментомдля существования Смольного института была именно привязка всего образовательного процесса к жизни императорского двора. Не случайно ведь, высший знак отличия выпускниц Смольного – шифр с вензелем императрицы, - давал девушке гарантию места фрейлины при дворе. Девушки обожали императорскую семью, отвечали на экзамене в присутствии Высочайших Ее членов, влюблялись в великих князей и танцевали на придворных балах.
Как известно, традиционно устроенное общество чрезвычайно консервативно. И в России, где в допетровскую эпоху считанные единицы девушек умели читать и писать, да и после Петра, несмотря на все его указы (Петр I законом запретил венчать пары, в которых невеста не может написать свое имя н брачных документах), ситуация сложилась лишь немногим лучшая, привлечь девочек в образовательное заведение, оторвав их от семей на целых двенадцать лет было задачей нелегкой.
Поэтому иногда кажется, что портреты девочек-смолянок работы Дмитрия Левицкого могли послужить своего рода рекламными плакатами. Очень легко представить себе портрет Нелидовой или, например, Борщовой, на огромном постере посреди Санкт-Петербурга 18 века с надписью: «Смольный институт: мы ждем ваших дочерей, а их ждет блестящее будущее!»
И ведь это действительно было так. Девочкам благородного происхождения, но из катастрофически бедных семей, хорошая учеба в Смольном давала не просто шанс, а гарантию удачной дальнейшей жизни: служба при дворе, замужество, приличный достаток. И все за "казенный кошт"!
Екатерина II и, особенно, Бецкой, были увлечены новыми воспитательными теориями, которые базировались на идее просветителей, что ребенок – это чистый лист, на который можно записать все, что угодно, и хорошее и дурное, и важнейшим фактором влияния является среда, в которой дитя пребывает большую часть времени. Так что если ребенка вовремя изолировать от негативного окружения, то из него вырастет совершенная личность. Именно поэтому в воспитательной концепции Смольного основной упор делался на нравственное и патриотическое воспитание. И по меньшей мере страстную преданность императорской фамилии у девочек действительно удалось сформировать.
В советское время обычно утверждалось, что изолировать «благородных девиц» прежде всего нужно было от влияния простого народа, то есть крепостных, принадлежавших их семьям. Но в Смольном от крепостных и прислуги, которые их обслуживали, никто девочек не изолировал. В конце концов, они спокойно договаривались с дворником или сторожем, чтобы он покупал им запрещенные сладости.
На самом деле под дурным влиянием среды подразумевались невежественные, необразованные, а иногда и безнравственные родственники смолянок, их родные семьи, их родители, погрязшие в хозяйственных заботах и имеющие исключительно практические интересы. Но утопизм просветительских идей заключался в предположении, что молодой человек, выращенный в искусственных тепличных условиях сможет изменить ту среду, в которой он родился. Иронияситуации оказалась в том, что девушки-смолянки в ту среду, из которых их шестилетними девочками увезли в Петербург, уже больше не вернулись, и повлиять на своих близких никоим образом не могли.
Но тем не менее, фактически перед Левицким и была поставлена задача запечатлеть в портретах девочек-смолянок, как происходит превращение воспитанниц института в людей этой новой породы, о которой мечтали организаторы проекта.
Если рассматривать серию с такой точки зрения, то получается, что первый портрет, Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой, на котором изображены две младшие ученицы в форменных платьях, вполне логично открывает серию, а вовсе не является пробником. Эти две девочки еще неловкие и неуклюжие, неуверенные в себе, они только начинают учиться. Художник показывает зрителю: вот такими они приходят в Смольный, это тот самый белый лист, на который опытные педагоги и воспитатели будут записывать только правильные и разумные вещи, совершая волшебное превращение, этапы которого можно увидеть в следующих полотнах.
Исследователи часто отмечают, что Левицкий ни в одном из портретов не старался приукрасить внешность девушек. Они не красавицы, они такие, какие есть: милые, веселые, непосредственные, симпатичные, немного жеманные и кокетливые, в общем, нормальные девочки-подростки, влюбчивые, жизнерадостные, шаловливые.
Портретный жанр в 18 веке было принято разделять на камерный и парадный. По типу серия Левицкого, это, конечно. парадные портреты, поскольку героини представлены в полный рост на достаточно условном фоне в дорогих нарядах с атрибутами, отражающими род их занятий. Однако, художник добавляет в эти портреты движение (девочки поют, танцуют, выступают), а в парные композиции еще и взаимодействие героинь между собой. Конечно, внутренний мир типичных девочек-тинейджеров во все времена не отличался особой глубиной, так что в психологические характеристики моделей Левицкий не углублялся.
Как правило, искусствоведы подчеркивают сценичность композиции, использованной Левицким во всех портретах серии, поскольку художник, занижая линию горизонта, показывает своих моделей с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену. Этому же эффекту способствует то, что модели «поставлены» у переднего края холста и направляют свои движения вдоль его плоскости. Считается, что Левицкий в этой серии создал (или перенес на русскую почву) новый тип парадного портрета – «портрет в роли».
Но хотя художник решительно отошел от привычных схем, портреты смолянок не потеряли своей парадности:
«Утонченные манеры и светская выучка „благородных девиц“, их великолепные костюмы, театральная роскошь окружающей обстановки, передавая характер, стиль жизни института, создают то ощущение исключительности, необычности происходящего, которые сообщают портретам необходимую эффектность и представительность…»
P.S. До 1917 года портреты смолянок находились вимператорском дворцевПетергофе. Их размещение представляло собой законченную композицию: