nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ РОССИИ

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МУЗЕЯХ


       Поскольку все провинциальные художественные музеи в России пережили советскую эпоху, они были просто обязаны иметь раздел советского искусства. Часто в эти экспозиции включали все подряд: и авангардные работы мастеров 1920-х годов, и монументальные академические полотна в стиле социалистического реализма, и уже гораздо более интересные картины художников «сурового стиля» 1960-х-70-х, когда в художественной жизни нашей страны наступило некоторое оживление, а молодые авторы занялись поисками новых тем и форм живописи.
       Волевым решением партии Советский Союз был вырван из общемирового художественного процесса и, как это уже было в допетровской Руси, искусство вновь пошло своим путем, возможно не менее любопытным, поскольку картины русских художников советской эпохи в последние годы пользуются большим успехом на Западе.
       Многие провинциальные художественные музеи в 1990-е годы постарались свернуть экспозиции социалистического искусства, поскольку оно очень часто было исключительно идеологизировано. И эта старая партийная идеология совершенно не вписывалась в текущий момент. На местах остались только работы местных художников, прославляющих родные края, что всегда было актуальным, и будет оставаться таковым абсолютно в любую эпоху. Но теперь на волне нового интереса и переоценки значения искусства предыдущей эпохи музейные работники начали доставать из запасников полотна советской поры, а, следовательно, стоит немного углубиться в историю советского искусства.
       Многие русские художники, а особенно молодые авангардисты приняли революцию с энтузиазмом. Одни как Кузьма Петров-Водкин или Константин Юон постарались выразить свою поддержку новому строю с помощью традиционных форм искусства, а другие, охваченные азартом революционной борьбы, ратовали за то, чтобы уничтожить абсолютно все, что напоминало искусство предыдущих эпох.

       В сущности, в этом русские авангардисты ничем не отличались от своих западных коллег по цеху. Точно также дадаисты в Цюрихе 1919 года призывали разрушить и уничтожить все традиционные формы искусства, этим же занимались итальянские футуристы и абстракционисты из всех европейских стран.

       1920-е годы были исключительно бурным временем в художественном отношении. Новая власть еще пока не вмешивалась в художественный процесс, ей было не до него. Поэтому в это время создавались многочисленные художественные объединения, сплачивавшие единомышленников, проводились публичные диспуты, организовывались выставки, декларировавшие новые художественные принципы, за которые ратовали молодые представители нового искусства.
       Все это кончилось в начале 1930-х годов. В 1932 году ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое, в сущности, официально положило конец свободе творчества в Советском Союзе. После этого стране начались гонения на тех, в ком усматривали нелояльное отношение к новой власти, многие творческие объединения стали сначала критиковать, их участников объявлять почти врагами народа, и, в конечном итоге, в художественном мире, как и во всем остальном в стране железной рукой партии был наведен жесткий порядок. Ведущей художественной организацией стала Академия художеств, а единственно верным художественным стилем – социалистический реализм.
       Этот застой продолжался в нашей стране вплоть до конца 1950-х годов. Только во времена «оттепели» начался некоторый прогресс. В центральных художественных музеях из запасников стали доставать картины импрессионистов, фовистов и символистов, старательно спрятанные от глаз партийных функционеров. Те, кто выезжал за границу, начали привозить в страну альбомы и репродукции совсем новых художников, так что у нас тоже появилось некоторое представление о сюрреализме, абстракционизме и вообще о модернизме в искусстве. Соответственно, оживилась и художественная мысль в нашей стране.
       Конечно, слишком много вольностей не было позволено и в это время. В 1963 году Хрущев разгромил знаменитую выставку «30 лет МОССХ», посвященную 30-летию создания Московского отделения Союза советских художников, что отнюдь не способствовало прогрессу художественной мысли.
       Одним из немногих действительно новаторских художественных явлений в то время стал «суровый стиль». Картины мастеров этого направления узнать очень просто: четкие линии, резкие краски, рубленые лица, общее ощущение драматизма и господства суровой действительности.
       Работы официально признанных художников 1960-х-1970-х годов еще довольно активно попадали в собрания провинциальных художественных музеев в советское время. Более поздние вещи, относящиеся к 1980-м годам, не говоря уже о работах мастеров неофициального искусства, диссидентов или представителей андеграунда, найти в галереях провинции было практически невозможно.
Впрочем, в 1990-е годы ситуация постепенно начала меняться, проводились выставки, некоторые музеи получили подобные работы в дар или даже сами обзавелись спонсорскими средствами для их покупки на аукционах. Кое-где даже начали проводить акции и перформансы, шокируя консервативно настроенную провинциальную публику
      Но вот пришли 2000-е годы, и складывается такое ощущение, что история русского искусства вышла на очередной виток консерватизма. Посмотришь на выставочные музейные проекты в провинциальных городах, и оказывается, что вновь перед зрителем предстает проверенная временем классика или же бесконечные церквушки и березовые рощи (и хорошо, если не букеты и котята).
 
Tags: истории, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments