nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ АЛЕКСЕЯ ВЕНЕЦИАНОВА

Часть 1.

         В 18 веке очень многие предприимчивые люди стремились не в Америку, с которой тогда еще было ничего не понятно, а в Россию, где со времен Петра Первого весьма уважали иностранцев и давали им карт бланш во всех их начинаниях, а кое-кто и вообще, так сказать, «попадал в случáй», и становился лицом, вхожим в высшие властные круги. Для многих иностранцев, исповедующих православие, Россия вообще была почти что землей обетованной, где ни турки-мусульмане, ни европейцы-католики, не будут преследовать их за веру.
         Видимо, исходя из подобных соображений, и переехала в Россию из Греции семья Проко (по разным данным или Михапуло-Проко, или Фармаки-Проко): Теодор и Анжела с сыном Георгием. Семья сначала перебралась в Болгарию, затем оказалась в Нежине, в Малороссии. Именно там Проко получили прозвище Венециано, которая позднее стала их фамилией. Вероятно, корни их надо искать в той части Греции, которая находилась под властью Венецианской республики.
         Сын Георгия Проко уже поселился в Москве и именовался в официальных документах Гаврилой Юрьевичем Венециановым, «московским купцом, греком». Видимо, семья Проко изначально занималась торговлей, и Гаврила Юрьевич вполне успешно продолжил фамильные традиции. Обосновавшись в Москве, он начал торговать луковицами тюльпанов, ягодными кустами (по большей части различными сортами смородины), ягодами для варенья (очевидно, в 19 веке существовали серьезные различия между ягодами для десерта и ягодами для варенья), а также недорогими картинами не самых известных художников, предназначенными для украшения интерьеров в домах и квартирах, так сказать, тогдашнего «среднего класса». Надо полагать, что детство, проведенное в лавке отца не только среди ягод и цветов, но и среди картин, как раз и пробудило у юного Алеши Венецианова интерес к искусству.
         Гаврила Венецианов женился на Анне Лукинишне Калашниковой, также представительнице московского купеческого сословия, а их сын Алексей родился 7 (18 по новому стилю) февраля 1780 года. Судя по всему, детство у Алеши Венецианова было вполне счастливым и благополучным. В семье был достаток, а родители обожали сына и потакали всем его капризам. Когда у мальчика проявился явный художественный талант, и он начал заваливать дом своими рисунками – копиями известных картин и портретами приятелей, родители отнеслись к этому довольно снисходительно. Есть легенда, что Венецианов, которого отдали учиться в частный пансион, на всех уроках только и делал, что рисовал, и его отметки были такими скверными, что стал вопрос об отчислении. Но его отец как-то уладил дело, и мальчика оставили в покое, а пансион он, в конце концов, как-то закончил.
         Гаврила Венецианов, конечно, видел в Алексее продолжателя своего бизнеса, но, тем не менее, когда стало ясно, что кроме искусства мальчика ничего не интересует, лично купил книгу «Любопытный художник и ремесленник», и презентовал ее сыну. Надо полагать, что это было что-то вроде самоучителя для начинающих художников, и Алексей проштудировал пособие от корки до корки.
         Часто утверждается, что Венецианов вообще был самоучкой, во всяком случае, на первом этапе своей творческий карьеры. Действительно, нет никаких документально подтвержденных сведений, что кто-то с ним занимался, или что он работал в какой-нибудь художественной мастерской.   Но племянник Алексей Гавриловича, Н.Венецианов, в воспоминаниях о дяде, опубликованных уже после его смерти, утверждал, что был некто Пахомыч, который научил юного Алексея элементарным техническим приемам художника: составлять краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник, работать в разных техниках, в частности пастелью и маслом. Во всяком случае, очевидно, что уже самые первые работы Венецианова, относящиеся к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что некоторые профессиональные навыки у него к тому времени были. А учился он по самоучителю, у мифического Пахомыча или где-то еще, на данный момент никому из исследователей выяснить еще не удалось.
        Окончив пансион, Алексей Венецианов устроился работать землемером в чертежном управлении при Лесном департаменте. Это, конечно, была еще не художественная среда, но уже и не отцовская торговля. Он служил там до 1802 года, а затем неожиданно собрался и переехал в Петербург. Неожиданно для его биографов, которые так и не смогли найти объяснения этому факту.
         Но с чисто житейской точки зрения как раз все понятно. Молодой человек 22-х лет от роду живет в провинциальной Москве с родителями, его угнетает опека, и он жаждет вырваться на свободу и заняться, наконец, тем, что ему больше всего нравится – рисованием. В течение нескольких лет он честно ходит на службу в департамент и копит жалование (это возможно, поскольку дома он живет на всем готовом). Когда у него скапливается сумма, которую он полагает достаточной на первое время, он увольняется с работы и отправляется в столицу на поиски удачи.
         Впрочем, покорить столицу с первого раза у Венецианова не получилось. Когда он, весь из себя такой талантливый и дерзкий, прибыл в Петербург, то первым делом дал объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях»:
«Недавно приехавший Венецианов, списывающий предметы с натуры пастелем в три часа, живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».
         Смелый коммерческий прием, прекрасно используемый его отцом в отношении кустов смородины, с живописью почему-то не сработал. Судя по всему, никаких заказчиков у Венецианова так и не появилось.
        Что он делал дальше, точно неизвестно. Одни исследователи предполагают, что когда у Венецианова кончились собственные средства, он, как типичный блудный сын, с раскаянием вернулся к отцу в Москву. По мнению других, Алексей не стал возвращаться домой, а, наоборот, уговорил отца выплачивать ему постоянное содержание и остался в Петербурге, чтобы получить уже профессиональное художественное образование.
        Как бы там ни было, о том, что делал Венецианов между 1802 и 1807 годами, где он жил, у кого учился и чем вообще занимался, остается неизвестным. Впрочем, существуют два датированных ранних портрета работы Венецианова: его матери Анны Лукинишны 1802 года и А.И.Бибикова – 1805 года. Так что, по крайней мере рисовать он не перестал.

Продолжение следует…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments