nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

МИХАИЛ ШЕМЯКИН И ЕГО НОСЫ


         История жизни Михаила Шемякина (род. 1943) довольно типична для художника, который старался не изменять себе при тоталитарном строе. Он получил классическое художественное образование в художественной школе при Институте им. И.Е.Репина в Ленинграде, но вместо того, чтобы продолжить образование, сразу стал работать над собственными картинами, для которых уже начал вырабатывать собственный стиль. Эпоха хрущевской оттепели дала ему определенный шанс заявит о себе, его имя приобрело определенную известность после выставки, организованной ленинградским журналом «Звезда». Но позже, как и все художники-нонконформисты в Советском Союзе, Шемякин был вынужден фактически уйти в подполье.
          Он пережил принудительное лечение в психиатрической больнице, как он сам говорил позднее, там его лечили «от увлечения модернизмом и религией». А затем сотрудники КГБ поставили его перед выбором: опять психиатрическая клиника, тюрьма, либо эмиграция. И Шемякин уехал во Францию, где провел десять лет, а затем перебрался в США.
За границей он получил мировое признание, ученые степени за свои выдающиеся заслуги, причем не только как живописец, скульптор и декоратор, но и как историк искусства и преподаватель.
          После падения социалистического строя, Шемякин получил признание и на родине. Он проводит выставки, его скульптурные композиции украшают улицы Москвы и Санкт-Петербурга, он организует театральные проекты, для которых лично исполняет костюмы и декорации. Шемякина принимают на самом высоком уровне, он получает награды из рук президента.
          Вообще, в нашей стране на слуху у широкой публики не так много имен современных российских художников. Человек с улицы, возможно назовет имена А.Шилова и И.Глазунова, возможно Зураба Церетели и Никоса Сафронова, и еще, очень вероятно, Михаила Шемякина, который тоже часто становится героем различных телевизионных программ, а, значит, его творчество, ну и его личность, конечно, попадает в поле зрения рядового зрителя.
          Для искусствоведа Михаил Шемякин – типичный представитель искусства эпохи постмодернизма. У него весьма узнаваемый стиль, который иногда даже копируют молодые художников. Но как всякий постмодернист, он в своем творчестве опирается на образцы искусства прошлого, узнаваемые и подходящие для его идей.
          В начале 1960-х годов Шемякин примкнул к группе молодых художников, которые объединились под названием «Петербург». Их идейным вдохновителем был Владимир Иванов, ныне специалист по эстетике христианства, профессор Мюнхенского университета. Иванов вывел три основных тезиса, которые должны были, по его мнению, лечь в основу современного искусства. Именно эти тезисы и реализовывал Шемякин уже на практике:
          1. художник должен противопоставить старому искусству, в основе которого лежит понятие художественного образа, новое искусство, в основе которого лежит знак;
          2. художник для себя должен творчески переосмыслить и духовно преобразить стили культуры древних эпох;
          3. в основе искусства должна лежать вторичная рефлексия, то есть изображаемые объекты должны многократно обновляться и переосмысливаться в творчестве.
       Основой творчества у Шемякина стали самые разнообразные художественные явления: наскальный рисунок, криптограмма, иероглифы, иконопись, творчество В.Кандинского, гофманиана, то есть обращение к творчеству великого немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который помимо всех своих прочих талантов был неплохим художником-графиком. Литературная основа творчества Шемякина это, прежде всего петербургская проза Гоголя, мистическая и фантасмагорическая, а также Творчество того же Гофмана. Самый последний проект Шемякина, который он реализовал в России, как раз был связан с постановкой новой версии балета «Щелкунчик» (в основе либретто которого, как известно, лежит сказка Гофмана), и нового балета «Принцесса Пирлипат» (это часть истории, не вошедшая в либретто «Щелкунчика», но предваряющая его события).
          Длинные или необычной формы носы персонажей, возможно, являются самой примечательной и запоминающейся деталью картин Михаила Шемякина. С полным уважением к постмодернистской основе творчества художника, зритель может и должен сам ответить на вопрос, что же они означают. Возможно, это элемент, подчеркивающий иронию и гротеск произведения, который к тому же отсылает зрителя к литературной основе, к произведениям Гофмана или Гоголя. Может, это символ любопытства, напоминающий о тех, кто сует свой длинный нос не туда, куда следует, и о том, что с ними в конце концов случается. А, возможно, это отсылка к фрейдистским увлечениям времен молодости художника, и, соответственно фаллический символ. В, общем, зритель может выбирать то, что ему больше нравится.
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments