nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ГЮСТАВ КАЙБОТТ. ПАРИЖСКАЯ УЛИЦА. ДОЖДЬ.
(Дождливый день в квартале Батиньоль)

         Считается, что импрессионисты открыли Париж как художественный объект. Камиль Писарро писал сиреневые Бульвары, Альфред Сислей – окраины и берега Сены, залитые солнцем, Ренуар – парижских девчонок, модисток и моделей, составляющих городскую толпу. Но все-таки самый парижский Париж создал Гюстав Кайботт, наименее раскрученный из всех импрессионистов.
         Дело в том, что для большинства импрессионистов город, в частности, их Париж был тем же самым, чем была для них природа. А вот мотива Большого города, городской печали, одиночества в толпе, нерва, всего того, что уже появилось в литературе, поэзии, прозе и даже эссеистике, них в картинах практически не было.
         А творческая тайна Кайботта заключается еще и в том, что если на его картины взглянет человек, который никогда в жизни не бывал в Париже, то он сразу же определит, какой город изображен на них изображен. Каким-то невероятным образом этому художнику удалось передать атмосферу французской столицы, ее дух, и при этом не зафиксировать ни одного узнаваемого архитектурного памятника. Это просто улицы, просто дома, мостовые и фонари, но ты точно знаешь, что это именно Париж.
         Гюстав Кайботт среди прочих импрессионистов был настоящим везунчиком. Он родился в богатой аристократической семье, выучился на юриста, а параллельно занимался живописью в знаменитой студии Леона Бонна, где познакомился с Дега и еще несколькими художниками, работавшими вне рамок академического направления.
         В 1874 году, как раз тогда, когда импрессионисты организовали свою первую выставку, Кайботт получил наследство после смерти отца, и в отличие от всех своих коллег по цеху, перестал испытывать какие бы то ни было финансовые проблемы (если они у него вообще были когда-нибудь), но главное, он оказался способным спонсировать выставки нового искусства. Так что долгое время искусствоведы расценивали Кайботта не как художника, а как мецената. Ему в упрек обычно ставился недостаток художественного образования либо недостаточную прилежность в его получении. Но если смотреть на картины Кайботта, то становится ясно, что природный талант и какое-то особое художественное чутье полностью компенсировал некоторый дилетантизм художника.
        Самой знаменитой и значимой работой Кайботта, его истинным шедевром, считается полотно под названием «Парижская улица в дождливую погоду» (либо «Парижская улица. Дождь», либо «Дождливый день в Батиньольском квартале»), написанное в 1877 году (художнику 29 лет). Французское название картины «Rue de Paris, temps de pluie» точнее всего было бы перевести как «Улица Парижа, время дождя». Любопытно, что во французском варианте названия слышится даже какая-то поэзия, как будто это первая строка стихотворения, например, Верлена.
         Итак, при первом беглом взгляде на полотно, зритель видит перед собой реалии квартала Батиньоль: площадь Дублина (Place de Dublin) со стороны улицы Турина (Rue de Turin), вблизи её пересечения с улицей Москвы (Rue de Moscou). Это место находится немного к северу от парижского вокзала Сен-Лазар. Во время написания картины это были новые парижские кварталы, сейчас почти исторический центр французской столицы. Место, изображенное Кайботтом можно увидеть и сейчас, и оно практически не изменилось.
        Композиция картины кажется необычайно четкой. Центром полотна является зеленый столб газового фонаря и его отражение на мокрой мостовой, который вместе с условной линией горизонта делит картину на четыре квадранта вместо более привычного распределения композиции по горизонтальным планам. При этом все четыре части холста не изолированы друг от друга, и зеленый фонарный столб является как будто осью этой маленькой вселенной, вокруг которой вращается вся жизнь города. Это круговое движение подчеркивается очертаниями куполов темных зонтов, жестами прохожих и даже самим окружающим городским пейзажем. Можно отметить странную камерную завершенность композиции, как будто за пределами холста, вернее, за пределами изображенного городского пейзажа жизнь уже кончается.
        В правой части на переднем плане находятся двое хорошо одетых людей, мужчина и женщина. Нижняя часть их ног обрезана, и это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть их движение к зрителю. Главные герои идут под одним зонтом, и дама опирается на руку спутника. Это предполагает, что они являются парой, но друг на друга они не смотрят, их взгляды направлены в одну сторону, влево, где на мостовой, видимо, происходит нечто любопытное, по крайней мере, выделяющееся среди этого однообразного жемчужно-серого дождя. С психологической точки зрения, можно предположить что они – супруги, связанные достаточно давними брачными узами и друг друга уже не интересуют, находясь вместе лишь по мере необходимости. Есть версия, что изображение мужчины из этой пары – это автопортрет самого художника
        В правом нижнем углу картины изображена фигура плотного высокого мужчины в темном пальто и цилиндре, который движется или, скорее надвигается на центральную пару с неумолимостью рока. Фигуры скомпонованы очень плотно, так что возникает ощущение, что герои непременно столкнутся.
      Оставшиеся квадранты заполнены отдельными  людьми, парами под зонтами и без оных, а также экипажами. Все персонажи, изображённые в двух задних квадрантах, движутся в разных направлениях, как будто по разным орбитам, не пересекаясь, и не видя друг друга. Левый передний квадрант пуст, здесь мы видим только мокрую брусчатку мостовой. Считается, что таким распределением персонажей на картине художник подчеркивает безличность и анонимность отдельных людей на новых широких бульварах города. И очень может быть, что это вообще первое в истории искусства настолько яркое изображение одиночества человека среди толпы или одиночества в большом городе.
        Эффект перспективы достигается тем, что размер фигур на заднем плане с расстоянием уменьшается гораздо быстрее, чем это происходит в реальности. Кайботт довольно тщательно работал надполотном, в разных музеях находится несколько набросков и эскизов к нему. Однако ясно, что идея композиции к нему пришла практически сразу, также как и колористическое решение.

        Картина Кайботта отличается довольно приличными размерами, 212х276 метров, она как будто царит в зале Чикагского художественного музея среди прочих совсем небольших картин импрессионистов, создавая ощущение глобальности и монументальности происходящего на ней. Считается, что это и есть главная заслуга Кайботта как художника – умение придать лишенной сюжета и индивидуальных характеров сцене ощущение ее исключительности. Вроде бы действительно, ничего особенного: серый город, дождь, какие-то люди, - но оторваться от картины совершенно невозможно. И при этом нет необходимости придумывать какие-то связи и отношения между персонажами, достаточно просто созерцать. Некую универсальность происходящего подчеркивает и то, что мы не можем определить, какое именно время года изображает художник. Первая мысль, конечно, что это осень, однако с учетом того, что картина датируется 1877 годом, а выставлена была в апреле того же года, можно предположить, что Кайботт пишет конец зимы или начало весны. А возможно это вообще воспоминания художника о холодном и дождливом лете.
         «Парижская улица» Кайботта привела в восторг многих зрителей и критиков после того, как была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в апреле 1877 года, вместе с шестью другими картинами Кайботта, среди которых были в том числе «Мост Европы» и «Маляры фасадов»:
        «…Самая заметная работа на выставке – это «Парижская улица» <…> Есть талант, есть много таланта в этом полотне, которому странность иных деталей и резкость в точном воспроизведении реальности вовсе не мешают с честью соседствовать с картинами, признанными жюри Елисейских полей <…> Преувеличенность деталей, огромность аксессуаров, мазки, свет. Сам талант художника сконцентрированы на второстепенных вещах»
        Так писал о картине известный литератор Эдмон Лепелетье. А вот мнение писателя Эмиля Золя, одного из самых жестких критиков творчества Кайботта:
        «…Наконец, я назову М. Кайботта, молодого художника, который с величайшей смелостью не отступает перед современными сюжетами, изображая их в натуральную величину. Его «Парижская улица в дождливую погоду» показывает прохожих, в частности господина и даму на переднем плане, которые показаны с абсолютной правдивостью. Когда его талант немного смягчится, месье Кайботт, безусловно, станет одним из самых ярких художников группы…» (на мой взгляд, мэтр ничего не понял в картине)
        Не менее восторженные суждения высказывал гораздо позже  исследователь творчества художника Кирк Варнедо:
        «…Надо признать, что это — шедевр Кайботта. Да, им были созданы многие другие интересные и важные картины, но ни одна из них не является столь монументальной (примерно семь на десять футов), такой сложной и такой бесконечно завораживающей, как этот просторный перекрёсток, пропитанный спокойной и прохладной атмосферой дождливого дня. Это одна из самых красивых и нежных его картин…»
      В «Парижской улице» многими ощущается некий потайной слой, подтекст, иначе говоря, поскольку простота сюжета и четкость композиции кажется какой-то обманчивой, скрывающей что-то более глубокое и значительное. В картине можно увидеть даже прообразы персонажей с картин Магритта, хотя ничего сюрреалистического в ней нет.
      P.S. После смерти Гюстава Кайботта в 1894 году полотно в числе прочих досталось его брату Марсиалю, в семье которого оставалосьв течение 60 лет. При этом до 1900 года оно находилось в фамильном замке Монгла. В 1954 году племянница Кайботта, ЖеневьеваШардопродала картину американскому промышленнику Уолтеру Перси Крайслеру, основателю автомобильной корпорацииКрайслер, который в 1864 году перепродал ее в галерею Вайлденстайн, откуда в том же году ее выкупил Чикагский институт искусств. Там «Парижская улица»и находится до настоящего времени, соответственно в коллекции европейской живописи и скульптуры.
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments