nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БИОГРАФИЯ В ДВУХ СЛОВАХ: ВАСИЛИЙ ШЕБУЕВ (1777 - 1855)
       Иногда художниками становятся и не слишком талантливые люди. Разные бывают обстоятельства: художественная семья, где на художника-профессионала могут выучить даже кота или собаку, страстное желание называться художником или действительно научиться рисовать, которое заставляет пахать и днем и ночью, что компенсирует отсутствие реального таланта.
       Бывают и гораздо более прозаические истории, что и случилось с Василием Шебуевым. Его отец был по рождению дворянин, но занимал небольшую должность смотрителя складов Адмиралтейства в Кронштадте, это был семейный человек, живущий на небольшое (очень небольшое) жалование. Он прекрасно понимал, что у его сына, несмотря на дворянское звание, очень немного шансов пробиться в жизни.
       И вот тогда мальчика и отдали в Академию художеств «на казенный кошт». То есть ребенка пяти лет из приличной, хотя и небогатой семьи, родной любящий отец отправляет в интернат для профессионального обучения. С современной точки зрения, это, конечно нонсенс.
       Но в конечном итоге, получилось, что Кузьма Шебуев не ошибся и добыл для своего сына билет в счастливое будущее, хотя и казалось по началу, что он пренебрег сословной честью (ведь среди дворян считалось чуть ли не постыдным отдавать детей в обучение, а тем более в обучение ремеслу, чем в то время и считалось изобразительное искусство).
       Может, Василий и не был талантлив от рождения, но трудолюбие и добросовестность сыграли свою решающую роль в его судьбе. В 17 лет он получил свою первую награду – вторую серебряную медаль за этюд двух натурщиков, через три года – вторую золотую медаль за конкурсную работу «Смерть Ипполита». Еще через три года Шебуев отправился в Рим в качестве пенсионера. Между прочим, если учащийся Академии оказывался абсолютно бездарным художником, его не выгоняли, а переучивали на ремесленника, связанного с искусством – резчика по дереву, специалиста по золочению, гравера и т.п.
       Но с Василием эта переквалификация не понадобилась. Когда он вернулся из Италии (привезя в числе прочего прекрасный автопортрет, написанный в подражание Караваджо), он тут же включился в самые актуальные художественные  проекты эпохи. Сначала он участвовал в росписи Казанского собора (ему принадлежит эскиз «Вознесение Богоматери», за который он к тому же получил звание академика), затем, уже в 1844 году сам руководит росписью Исаакия.
       С 1812 года начинается настоящий взлет его карьеры – преподаватель в воспитательных заведениях, находящихся под патронажем императрицы Марии Федоровны, профессор Академии художеств, директор Шпалерной мануфактуры, придворный живописец при Эрмитаже, и, как вершина карьеры, с 1830 – ректор в своей альма матер.
       Он был обласкан императорской семьей, уважаем в обществе, считался превосходным  педагогом (ему принадлежит канонический «Курс рисования и анатомии» («Антропомерия»)) и прочая, и прочая.
       А как художник, он так и остался крепким профессионалом, типичным академистом, который делал свою работу качественно, но не более того. Успешная карьера и божественная искра таланта редко соседствуют друг с другом.
Tags: биографии, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Петр Соколов. Портрет графини Софьи Бобринской. 1827 Графиня Софи Самойлова отличалась миловидностью и была прекрасно образована, однако, когда в…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852 Часть 1. Павел Федотов. Игроки. 1852 А в ненастные дни Собирались они Часто. Гнули, мать их ети! От пятидесяти На…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Буше. Осенняя пастораль. 1749 Как-то раз в салоне госпожи де Рошфор рассуждали о том, что такое рай. Писатель Шарль Пино Дюкло заметил: -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments