nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ИЛЬЯ РЕПИН. БОЛЬШЕВИКИ
(Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка/ Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у девочки хлеб)

         Честно говоря, к очередной годовщине Октябрьской революции мне хотелось написать о чем-то более патетическом («Зимний взят» Владимира Серова или «Ленин и манифестация» Исаака Бродского), но мне на глаза попалась картина Ильи Репина с весьма красноречивым названием и исключительно провидческим посылом, и я не смогла устоять против соблазна поговорить 7 ноября именно о ней. Иногда кажется, что многие художники действительно являются пророками, и могут силой своего творческого воображения проникать в будущее и, главное, передавать свои откровения зрителям, только бы уметь правильно их читать.

         Репин вообще не любил никакую власть, он написал изрядное количество антимонархических полотен, выражая свое мнение по поводу того, что творилось в стране при царском режиме, и как только смог, постарался полностью устраниться от любых общественных воздействий. Он уехал в свои «Пенаты» в Куоккалу и, очевидно, чувствовал себя там свободным человеком без гражданских обязательство перед своим государством (недостижимая мечта!)
         Февральскую (буржуазную) революцию он встретил с энтузиазмом, а события конца октября 1917, кажется, вообще не заметил, хотя и был в то время в Петербурге. Возможно, он, как и многие тогда не мог предположить, что большевики смогут задержаться так надолго, и что у них вообще получится удержать власть.
         Вскоре он окончательно и безвылазно обосновался в «Пенатах», и, вероятно, к собственному удивлению обнаружил, что очутился за границей новой советской России. Финского гражданства он так и не получил, жил по так называемому нансеновскому паспорту, и никаких доходов фактически не имел. Его состояние и все работы, оставшиеся в России, были национализированы.
         Очутившись в такой ситуации, вероятно, художник, как и любой человек, пытался осмыслить, что же произошло с его родной страной, и чего теперь ждать ее гражданам и ему в том числе. В «Пенатах» периодически появлялись эмигранты, сбежавшие от нового режима, и их рассказы, по большей части достоверные, хотя и не без некоторого гиперболизированного драматизма, очевидно, и навели Репина на идею создать картину о новой стране, Советской России.
         В письме к своему другу Виктору Базилевскому Репин писал:
         «…Пробравшаяся в Финляндию знакомая дама рассказала о драматическом случае, свидетельницей которого она была: несколько пьяных солдат, глумясь и хохоча, выдёргивают из рук худенькой испуганной девочки краюху хлеба…»
         Именно этот мерзкий эпизод и послужил сюжетной основой для картины «Большевики». Это довольно большое по размерам полотно, 125х89 см, очень плотно населено самыми разнообразными персонажами. Главный герой картины – пьяный солдат-красноармеец на козлиной ноге и с сальным и красным грубым лицом, похожим на свиную морду, оскалившуюся в жуткой ухмылке (натуральный гоблин или злобный тролль), практически лишенный всего человеческого. Его больная нога, вытянутая к краю полотна, наводит на мысль о колченогом сатане, явившемся в диком омерзительном облике среди современников художника. Это он вырывает из рук маленькой девочки буханку черного хлеба. Девочка также прописана довольно гротескно. Это не маленький несчастный ангелочек, а скорее испуганный зверек, который также скалит зубы, пытаясь отбить у злодея свою добычу, и не отступает, хотя сил явно недостаточно.
         На заднем плане слева от дьявольского красноармейца находятся двое его товарищей также одетых в солдатскую форму, которые откровенно потешаются над наблюдаемой сценой. Краснорожий здоровяк со светлыми усами держит свою огромную ладонь прямо над головой девочки, то ли пытаясь ее неосознанно защитить, то ли наоборот, открутить ей голову. Роль третьего персонажа в черной штатской одежде, чье лицо полускрыто за спиной главного героя, не прочитывается. Возможно, это сторонний наблюдатель, чье жизненное кредо заключается в том, чтобы не вмешиваться в ситуацию, и это подчеркивается тем, что он изображен с закрытыми глазами, либо, наоборот, это зловещий организатор всего этого безобразия, теневой режиссер социальной катастрофы.
         У правого края картины изображена профильная фигура зловещей старухи, одетой в дорогой модный наряд, в шляпе с перьями и с огромной муфтой. Возможно, она также наблюдает за происходящим и комментирует события, поскольку у нее открыт рот. Но весьма вероятно, что она олицетворяет Смерть (или Революцию) как извечную спутницу дьявола и его приспешников, пришедшую собрать свою кровавую жатву и увести с собой очередного несчастного ребенка.
На заднем плане можно разглядеть еще одно гогочущее лицо, но оно изображено настолько условно, что даже невозможно определить, мужчина это или женщина.
         В целом сцена выглядит исключительно мрачной и гротескной. Это ощущение подчеркивает плотная компоновка композиции, а также ее доминирующий омерзительный зеленовато-коричневатый колорит.

         Вообще, у меня сложилось ощущение, что Репин, работая над полотном, явно опирался на образы гротескных маргиналов у голландцев 17 века, например, Адриана Браувера (их он точно знал, а вот Босха вряд ли видел, хотя образы Босха также всплывают в памяти при взгляде на полотно). А плотно заполненная композиция картины вызывает ассоциации с «Изгнанием торгующих из храма» Рембрандта или подобными еще более ранними произведениями нидерландских художников. Есть определенные аналогии и в работах Джеймса Энсора, но мне неизвестно, был ли Репин знаком с его творчеством.
        Репин начал писать картину в 1918 году, но так ее и не закончил. Существует надпись, которую он сделал сам на обороте фоторепродукции «Большевиков»:
        «На улице. Этот сюжет я писал со слов очевидицы. Она уверяла, что видела сама эту сцену. Но у меня вышла карикатура на действительность, и я за нее извиняюсь».
Возможно, именно эта доминирующая гротескность, от которой художник так и не смог избавиться, и стала причиной того, что он не стал завершать свою работу. Однако картину охотно тиражировали в Финляндии и вообще за границей, поскольку она имела явную антисоветскую направленность, что было тогда весьма популярно. В России, вероятно, знали о ее существовании, но предпочитали игнорировать, поскольку Репин был нужен новым властям как критик царизма. Но сам он всегда полагал, что «самая благотворная и полезная для человечества идея, если она вводится правительством в подвластной стране по принуждению, быстро делается божьим наказанием народу».
        Очень похоже, что он провидел в этом полотне и продразверстку, и голодомор, и коллективизацию, и закон о «трех колосках», в общем, все ситуации, в которых Советское государство не гнушалось отбирать у народа последние крошки хлеба.
         Репин считал «Большевиков» одним из самых значительных своих произведений, и в 1925 году показывал ее Чуковскому, когда тот посетил его в «Пенатах». После смерти Ильи Ефимовича картина хранилась у младшей дочери художника Татьяны Репиной-Язевой, а затем у ее потомков – Язевых-Дьяконовых. Потом «Большевиков» продали некоему частному коллекционеру из Америки, а уже от него картина попала в знаменитую коллекцию Ростроповича-Вишневской.
        В 2007 году эту коллекцию целиком (включая и «Большевиков», разумеется) выкупил Алишер Усманов, чтобы она не была распродана по отдельности с уже объявленного аукциона, после чего ее также целиком разместили в  отреставрированном Константиновском дворце в Стрельне ( Санкт-Петербург).
         «Большевики» периодически появляются на разных выставках, но, похоже, особого впечатления на публику не производят. А жаль.  Вещь очень сильная.
        P.S. И все-таки Репин был провидцем, когда не пожелал вернуться в Россию, как его не соблазняли. В Финляндии он спокойно дожил до 86 лет, а вот советская власть вряд ли бы простила ему «Большевиков»…
 
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Дэвид Уилки. Портрет короля Георга IV в килте. 1822 По время визита английского короля Георга IV в Шотландию в 1822 году некий полковник…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Рембрандт. Философ в раздумье. 1632 Как-то раз философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора спросили - Почему все философы являются…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Затруднительное предложение. Ок.1715-16 Когда юный граф Юг-Каликст де Монморен должен был впервые явиться ко Двору, его мать,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments