nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

БЕЗУМИЕ НИКОЛАЯ НЕВРЕВА (И ЕГО 33 НЕСЧАСТЬЯ)

Часть 3.

         В середине 1870-х годов известный археолог граф А.С.Уваров объявил конкурс на лучшую историческую картину для недавно организованного Исторического музея (точнее, Императорского Российского Исторического музея). Сюжет был выбран «из жизни Галицкой Руси». И совершенно неожиданно для тех, кто его знал, Николай Неврев решил попробовать себя в новом жанре – историческом. Судя по всему, он вообще был склонен регулярно менять свои художественные интересы, а тут подвернулся удачный случай.
        Неврев написал картину под названием «Роман Галицкий изгоняет папских послов». На ней изображен хорошо забытый сейчас эпизод русской истории, когда в 1205 году к князю Галицкому явились послы папы римского Иннокентия III, чтобы уговорить его принять католичество. Папские послы уверяли князя, что с помощью меча святого Петра он завоюет все города, которые захочет. Согласно летописи, в ответ на это Роман вынул из ножен свой собственный боевой меч и воскликнул: «Таков ли у папы? Доколе ношу его при бедре, не имею нужды в ином и кровью покупаю города, следуя примеру наших дедов, возвеличивших землю русскую!»
        Именно этот момент и изобразил на своем полотне Николай Неврев. В общем, композиция получилась вполне традиционной для произведений такого плана,показательно экспрессивной, но ее безусловными достоинствами можно считать тщательную психологическую проработку каждого персонажа и превосходную работу с историческими деталями.
        Эта картина была принята исключительно благосклонна, Неврев даже получил за нее какую-то премию, и с этого момента он решил полностью посвятить себя историческому жанру. Второй страстью художника был театр. Еще со того времени, когда он писал портрет Михаила Щепкина, Николай стал заядлым театралом, завсегдатаем Малого театра. Кроме того он охотно участвовал и в любительских постановках, например, в домашних спектаклях кружка Саввы Мамонтова. Известно, например, что как-то раз он вдохновенно играл короля Лира.
        В 1881 году Неврев решил, наконец. вступить в Товарищество передвижников (он думал целых десять лет), и примерно в то же время его пригласили преподавать в Московском Училище, том самом, которое он пятнадцать лет назад бросил, не окончив курса.
      Впрочем, педагогическая деятельность его нисколько не увлекала. Он сам говорил о своей работе как об «отбывании преподавательской обязанности». Но ему была нужна постоянная работа и регулярный заработок, поскольку он всегда нуждался в деньгах. Его близким другом в то время был Виктор Васнецов, и Неврев постоянно занимал у него реквизит для своих исторических полотен, например, «сапоги сафьяновые и кафтан». Сам он купить подобные вещи был не в состоянии. Между прочим, в то время, когда он писал жанровые полотна, единственной богатой гостиной, которую он мог наблюдать в натуре, была гостиная в доме Павла Третьякова, и именно она и появлялась регулярно на полотнах художника.
        Неврев был очень закрытым человеком, он мало с кем общался, а друзей у него вообще почти не было. Знакомые описывали его как «высокого, худого, стройного старика, всегда очень аккуратно и чисто одетого, неизменно мрачно-серьезного … и говорившего глубоким басом…» Как-то раз он пригласил коллег-художников к себе на именины. Гостей он встретил в настоящем боярском костюме, потчевал их традиционной кулебякой и наливкой, но они чувствовали себя не в своей тарелке. Странную атмосферу в доме Неврева дополняли «постоянно шмыгающий мимо чудачок-племянник и ощупью бродящая по комнатам слепая старуха».
        О личной жизни художника также известно очень немного. Он был женат, но детей не имел, о чем как-то с горечью упомянул в письме к Виктору Васнецову: «…не пришлось быть отцом живого существа…» В общем, Неврев вел очень одинокую и закрытую жизнь, занимаясь исключительно работой в мастерской. В 1890-х годах он снова вернулся к бытовому жанру и портретам, но при этом его подлинной страстью по-прежнему оставались исторические сюжеты. Он создал целые серии картин, посвященных Смутному времени («Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III») и эпохе Ивана Грозного («Кончина митрополита Филиппа», «Опричники», «Шут (Опальный боярин)», бироновщине и времени Петра I. Но вот успех опять от него отвернулся. Публика его почти забыла, и работы, появлявшиеся на выставках передвижников проходили совершенно незаметными, хотя были вполне приличными.
        В 1898 году после смерти Павла Третьякова Невреву предложили возглавить Третьяковскую галерею, стать первым директором музея. Но он отказался, сославшись на болезни и возрастную немощь. Судя по всему, ему просто больше не хотелось никакой публичной деятельности. И очень похоже, что это был явный признак надвигающейся депрессии.
В начале 1900-х годов Неврев окончательно уехал из Москвы и обосновался в своем имении Лысковщина Могилёвской губернии. Несмотря на постоянную стесненность в средствах, на небольшой домик с земельным участком в Белоруссии, он все-таки заработать смог. Но жизнь на природе вдалеке от городской суеты не принесла ему долгожданного успокоения.
        К тому времени о Невреве забыли даже его друзья, его депрессия только усугублялась, и его семьдесят четвертый день рождения стал для художника последним. 3 мая 1904 года Николай Неврев в приступе отчаяния застрелился.
        Конечно, тогда депрессию лечить еще не могли, ее вообще не считали болезнью, а лишь дурным своством характера, склонного к меланхолии (она и сейчас плохо поддается даже самой современной медикаментозной терапии), так что шансов справиться со своими психическими проблемами исключительно силой воли, у Неврева не было. Похоже, алкоголиком он не был, во всяком случае, его знакомые никогда не упоминали, что он был подвержен каким-то порокам. Так что ему оставалось лишь терпеть и пытаться забыться в работе. А когда и это перестало помогать, видимо он счел, что жить ему совершенно незачем, и предпочел завершить свой земной путь по собственной воле. Трудно его осуждать за это…
Tags: биографии, психология&психиатрия, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments