nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН


         Согласно определению словаря «Аполлон», икона – это живописное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, предмет поклонения в христианской религии, составляющий необходимую принадлежность храма, а также служащий для домашнего культа верующих. Конечно, это чисто искусствоведческое представление об иконе, которое совершенно не отражает отношения к ней людей верующих. Для них икона находится на границе мира земного и мира Божественного, и является проводником в этот чудесный Горний мир.
          Художники, творившие иконы, тоже никогда не относились к тому, что они делают как к простому ремеслу или к искусству. Икону не мог писать человек, отлученный от церкви. Чаще всего такие художники-иконописцы были монахами, а  иконописные мастерские создавались при монастырях. Иконописец перед тем, как приступить к работе, должен был пройти очищение постом и молитвой, и только тогда на него сходило Божественное откровение, и он мог начинать работу. Считалось, что художник пишет икону не сам, его рукой водит сам Бог, поэтому мастера до начала 17 века, оказавшегося в этом смысле переломным для русского искусства, никогда не ставили свои подписи на иконах, а имена величайших из них, таких как Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек, стали известны из летописей и свидетельств современников.
          За тысячелетия своего существования христианская церковь выработала основные принципы изображений в иконописи, следовать которым до настоящего момента обязаны все иконописцы. Эта система называется «канон».
        Канон – это своеобразный свод правил, который определяет нормы иконографии, пропорций, композиции, колорита и т.п. для определенного типа художественных произведений. Кроме того, каноном называют и произведение, которое является образцом для всех остальных произведений такого типа. Для русских икон первоначально канонами были иконы, привезенные из Византии, где иконопись существовала уже несколько веков.
Позднее, когда на Руси появились свои святые, свои православные праздники, свои события, связанные с христианством, появилась и необходимость в новых иконах, для которых каноны создавали русские иконописцы, и утверждала их уже православная церковь.

     
                Спас Нерукотворный                                 Спас Мокрая Брада                       Андрей Рублев. Спас
     
          В сущности, хотя церковный канон и определяет каким именно образом, должен выглядеть на иконе тот или иной сюжет, талант и индивидуальное мастерство художника непременно отражаются даже в таком сакральном виде творчества. И это только поначалу все иконы одного сюжета, например, «Богоматерь Владимирская», или «Спас нерукотворный» кажутся похожими. Но можно заметить и разное выражение лиц персонажей, и разное декоративное оформление, например, доминирование золота или красного цвета, что связано и с различиями в художественной стилистике разных иконописных школ, и с желанием иконописца проявить свою творческую индивидуальность.
          Возможно, что с подобными творческими поисками, связано и то, что общий тип той или иной иконы постепенно начинает приобретать новые черты, и из одного канона рождаются сразу несколько разных вариантов икон, не менее почитаемых верующими.
         Одним из самых почитаемых на Руси был образ Богоматери «Умиление» (или «Елеуса», то есть «милующая»). Этот тип иконы пришел из Византии, и уже там на его основе иконописцы создали несколько иной канон – «Гликофилуса» (что значит «сладколобзающая»).
          Богоматерь изображается ласкающей Младенца Христа, прижимающей его к своей щеке. Смысл этого сюжета заключается в том, что здесь Богоматерь, зная, что в будущем ждет ее сына, стремится обратить время вспять и заменить реальность Страстей господних реальностью детских забав. Но кроме мотивов жертвенности в этой иконе  есть и другие символы. Это и образ брачного союза Христа – Жениха и Церкви – Невесты Христовой, это и выражение любви Бога к склонившейся перед Ним Марии, а в ее лице и ко всему человечеству. Эта любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое.
          Наиболее известными иконами этого типа являются кроме Богоматери Владимирской Богоматерь Донская, Толгская, Феодоровская, Почаевская, Ярославская, Петровская. То есть уже на основе известного византийского образа на Руси были созданы свои каноны.

 
Феофан Грек. Богоматерь Донская            Богоматерь Толгская                    Богоматерь Феодоровская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments