nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПЬЕТРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА

         В истории искусства есть немало картин, смысл которых с одной стороны вроде бы очевиден, но при более внимательном изучении неожиданно оказывается, что все совсем не так просто и вообще не то, что кажется на первый взгляд. Одним из таких таинственных произведений, над разгадкой которого тщетно бьются исследователи в течение нескольких столетий, является картина Пьетро делла Франческа «Бичевание Христа». Не зря кто-то из искусствоведов назвал ее  «маленькой загадочной картиной». Еще ее определяли как «величайшую маленькую картину в мире» и «почти совершенное достижение Пьеро, абсолютное воплощение идеалов Раннего Возрождения».
         Пьетро делла Франческо был родом из Борго Сансеполькро, небольшого городка в долине Тибра, расположенного недалеко от Флоренции. Предполагается, что он родился около 1415 года и происходил из семьи преуспевающего торговца кожами и шерстью. Вазари утверждал, что Пьетро родился уже после смерти своего отца и взял себе в качестве второго имени имя своей матери, чтобы таким образом выразить свое сыновнее почтение.
       Пьетро получил прекрасное образование (Вазари уточнял, что будущий художник занимался математическими науками), но с самых юных лет мечтал стать художником. Его учителем был Доменико Венециано, признанный мастер настроения и колорита. Самостоятельно работать по заказам Пьетро делла Франческа начал приблизительно с 1439 года, то есть когда ему было уже больше двадцати лет.
         Картина «Бичевание Христа» относится уже к зрелому периоду творчества художника, она датируется приблизительно 1455-60-м годами. Ее главной темой на первый (невнимательный) взгляд действительно является бичевание Иисуса Христа римлянами, канонический и всем прекрасно известный эпизод Страстей Христовых. Это драматическое действие происходит в открытой галерее или лоджии на среднем плане картины. В нем участвуют сам Иисус, привязанный к каннелированной колонне с золотым языческим божком на капители. Его окружают три человека – два палача с бичами и наблюдатель, которого иногда определяют как царя Ирода, в длинном одеянии с восточным тюрбаном на голове, стоящий спиной к зрителю. Слева на троне восседает еще один зритель в странном головном уборе, красной тиаре с черным отворотом, предположительно это Понтий Пилат. Интерьер, в котором происходит бичевание, более всего похож на атриум древнеримской виллы, декорированый  традиционными ордерными элементами
        На переднем плане справа стоят трое мужчин (бородач средних лет в черной шляпе и темно-красном плаще, светловолосый молодой человек в красном длинном одеянии, оба босые, и пожилой мужчина в богатом темно-синем платье с изысканным рисунком), вроде бы безразличные к происходящему и никак с ним не связанные. От сцены бичевания их демонстративно отделяет колонна, так что они подчеркнуто находятся вне пространства, где совершается избиение Спасителя, на улице типичного итальянского ренессансного города. У зрителя может даже сложиться ощущение, что эта группа людей попала на полотно совершенно случайно. Причем, похоже, что и сам художник постарался максимально разделить обе сцены: группа с бичеванием Христа освещается справа, а, «современный» для художника пейзаж – слева, как будто эти действия происходят в разное время.
        Картину отличает довольно гармоничный светлый колорит, который несколько диссонирует со сценой Страстей Господних, поскольку в общем настроении полотна абсолютно отсутствует какой-либо драматизм.
        Подпись художник также разместил весьма оригинально – напьедестале под сидящим персонажем помещен латинский текст: OPVS PETRI DE BVRGO S[AN]C[T]I SEPVLCRI (то есть «работа Пьеро из Борго-Сансеполькро»). Исследователи установили, что первоначально на этом месте размещалась другая фраза: «Convenerunt in Unum», взятая из Псалма 2 Псалтири: «и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его».
       Но если с бичеванием Христа вроде бы все более-менее понятно, то компания на переднем плане всегда вызывала вопросы и некоторое недоумение. Различные теории рассматривали их либо как конкретных современников художника, либо как персонажей Нового завета, либо вообще как неких вымышленных героев,  не имеющих однозначной идентификации.
        Согласно традиционной исторической версии, загадочная троица представляет Оддантонио да Монтефельтро, первого герцога Урбино, стоящего между двух своих советников – Манфредо дей Пио и Томмазо ди Гвидо дель Аньело. Все трое были убиты 22 июля 1444 года, причем ответственность за смерть Оддантонио возлагалась как раз на его советников, так как именно их непопулярное в народе правление привело к роковому заговору.
        В таком случае возможно картина могла быть заказана Федерико да Монтефельтро, братом Оддантонио, наследовавшим титул герцога Урбино после его смерти. А художник довольно смело для своего времени проводит параллель между гибелью несчастного Оддантонио и судьбой Христа.
Согласно второму варианту этой версии на полотне представлены не советники, а наоборот, предполагаемые убийцы Оддантонио, граждане Урбино Серафини и Риччарелли. Противники этого варианта трактовки сюжета указывают на то, что Оддантонио был похоронен без почестей в безымянной могиле, а между его братом Федерико и гражданами Урбино был заключён письменный договор, в котором новый герцог обязался предать забвению преступление против Оддантонио и гарантировал защиту лицам, в нем замешанном. Вероятно, картина, написанная в память об Оддантонио, явилась бы нарушением этого договора.
        Самым простым объяснением группы на переднем плане, был вариант, что трое мужчин просто изображают предков или родственников заказчика картины, Федерико да Монтефельтро. Эта логичная и понятная версия подкрепляется документально: в опись кафедрального собора Урбино 18 века, где она в то время хранилась, картина была внесена как «Бичевание Господа нашего Иисуса Христа, с портретами герцога Гвидобальдо и Оддо Антонио». Правда, самый известный в тех краях герцог Гвидобальдо, сын Федерико, родился только в 1472 году, но в принципе, это мог быть и какой-то другой родственник Федерико, носивший такое же имя. В этом случае фигура пожилого мужчины в зеленом, расположенная справа, может изображать Гвидантонио, отца Оддантонио и Федерико. Правда, если судить по портрету самого Федерико да Монтефельтро, также выполненным Пьетро делла Франческо, он был жгучим брюнетом, вероятно также, как и его остальные родсьтвенники, так что маловероятно, что светловолосый юноша мог быть связан с этим семейством кровным родством.
       Еще одна версия, философско-религиозная, предполагает, что троица изображает Ангела, стоящего между Римско-католической и Православной церквями, разделение которых привело к расколу христианского мира. «Бичевание Христа» действительно написано сразу после падения Константинополя (1453), события, имевшего огромный резонанс в христианском мире. Аллегории, связанные с ним, а также изображения византийских императоров, были весьма популярной темой в итальянской живописи той эпохи. Поэтому не удивительно, что очень многие исследователи находили связь с этим событием и в картине Пьеро делла Франческа.
        В таком случае человек, сидящий на троне в левой части картины может являться византийским императором Иоанном VIII Палеологом, так как его головной убор – необычная красная шляпа с загнутыми полями – по форме аналогична его шляпе на медали Пизанелло .
        Не так давно было высказано предположение, что картина может быть своеобразным приглашением для Федерико да Монтефельтро от кардинала Виссариона Никейского и гуманиста Джованни Баччи принять участие в крестовом походе. Юноша в центре троицы может быть Бонконте II да Монтефельтро, который умер от чумы в 1458 году. Страдания Христа, таким образом, могут символизировать глобальную катастрофу, связанную с падением Константинополя, и частную трагедию, случившуюся в семействе Монтефельтро.
        При развитии этой версии было даже высказано предположение, что бичевание Христа обозначает бедствие Константинополя, осаждённого османскими турками. В таком случае фигура в тюрбане, стоящая спиной к зрителю, может изображать Мехмеда II, сидящий человек — Иоанна VIII, а троица (если смотреть слева направо) – кардинала Виссариона, Фому Палеолога, брата Иоанна VIII, (который изображён босым, поскольку не будучи императором, он не мог носить пурпурные туфли в присутствии действующего императора) и Никколо III д’Эсте, правителя Феррары.
        Несколько упрощенный вариант этой версии предполагает, что бородатый персонаж из троицы – это некий греческий учёный, а вся картина в целом является аллегорией страданий Церкви в связи с падением Византийской империи.
      Искусствовед Мэрилин Эронберг Лавин в своей книге «Пьеро делла Франческа: Бичевание» заметила, что композиция сцены бичевания с сидящим Понтием Пилатом и стоящим спиной Иродом, встречается на старинных изображениях, которые могли быть известны художнику. Таким образом, делается вывод, что левая часть картины просто и тупо изображает новозаветный сюжет, без каких-либо аллегорий.
        В крайнем справа персонаже Лавин определила Лудовико III Гонзагу, маркграфа Мантуи, в бородаче – его близкого друга, астролога Оттавио Убальдини делла Карда. Ко времени написания картины и Лудовико, и Оттавио потеряли любимых сыновей, общим символом которых является фигура юноши, стоящего между ними в лавровом венке (обозначенном кроной дерева на заднем плане), символизирующем славу. Лавин предположила, что страдания Христа, изображённые на картине, являются аллюзией на отцовское горе, и что она была заказана Оттавио в качестве алтарной картины для его личной молельни в Палаццо Дукале, поскольку фасад алтаря в точности соответствует размеру картины.
        Еще один оригинальный вариант трактовки выдвинул английский исследователь сэр Джон Поуп-Хеннесси. Он пришел к выводу, что Пьетро делла Франческа изобразил на полотне историю святого Иеронима. Сам святой, изображенный в виде юноши в красном одеянии в центре троицы, присутствует при сцене, когда Иуда (бородач) возвращает первосвященнику (пожилой мужчина в зеленом) тридцать сребренников, полученных за предательство Христа.
        В сцене с бичеванием в таком случае изображается не бичевание Христа, а бичевание Святого Иеронима, происходящее в его воображении. Иероним, воодушевленный мечтами о подвиге мученичества, таким образом замещает Иисуса самим собой. И фигура на троне – это не Понтий Пилат, а сам Иисус, являющийся Иерониму в его видениях в облике судии.
В любом случае, все исследователи сходятся на мысли, что главная идея картины заключена именно в трех фигурах мужчин на переднем плане полотна.
        У меня тоже есть версия, которую, вероятно, также можно развить и доказать: трое мужчин, на самом деле, – это один и тот же человек, представленный в трех разных возрастах: юноша, зрелый человек и старик. И во всяком возрасте должно помнить о мученичестве Христа и вести себя соответственно правилам христианской морали. Лестница, изображенная слева на заднем плане, может обозначать возможность для каждого и в любом возрасте подняться в Царствие Небесное. Вот как-то так…
Tags: картины, сюжет, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments