nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

ПАРА СЛОВ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА 19 ВЕКА
               В начале 19 века на русское искусство свое влияние оказывают сразу несколько факторов. Прежде всего, это стиль романтизм, который стал исключительно популярен в 1810-30 годы. Также большое значение для русского искусства имела волна патриотизма и интереса к своим национальным корням, захлестнувшая русское общество в период войны с Наполеоном. И, наконец, развитию русской культуры и искусства способствовало активное усадебное строительство, а также появление новых культурных центров в российской глубинке и новых художественных школ.
         Итак, по всей стране на рубеже 18-19 веков разворачивается строительство усадеб. Старые и новые имения продают и покупают, получают в дар от царя и по наследству, строят и перестраивают. Этот масштабный процесс дает возможность владельцам в меру своих финансовых возможностей и эстетических пристрастий не просто обустроить удобное и комфортное место для жизни, но и выразить свое «я», продемонстрировать свой вкус, свое отношение к миру, к моде и к окружающей действительности в целом. Одни, отдавая дань сентиментализму,строят в имениях «храмы уединенного размышления», другие предпочитают романтизм и поэтому сооружают гроты и руины. В одних усадьбах разбивают регулярные парки во французском и итальянском стиле, в других предпочитают английские, более естественные и хаотичные. Усадебные дома, естественно, украшаются произведениями искусства, которые одни привозят из-за границы или заказывают у модных столичных художников, а другие довольствуются наивными опытами собственных крепостных.
         Отечественная война 1812 года вызвала небывалый доселе всплеск патриотизма в русском обществе. Стало модным говорить по-русски, что могли далеко не все дворяне, зачастую считавшие родным французский язык, одеваться в русское платье, имитируя наряды крестьян, интересоваться родной историей, жизнью и бытом простого народа. В эту эпоху органично вписываются первые опыты Венецианова, который писал своих крестьян и их быт в собственном имении с натуры, создавая чрезвычайно поэтические и в то же время достоверные образы.
         В эту эпоху искусство становится доступно не только верхушке аристократии. Тропинин уже пишет портреты по заказу купцов, на его картинах появляются мелкие чиновники, представители мещанского сословия, актеры, музыканты. И само овладение рисунком и живописью становится доступным гораздо более широкому кругу талантливых молодых людей. В 1832 году в Москвеоткрывается Училище живописи, ваяния и зодчества. Стараниями местных преподавателей московская школа во многом  оказывается альтернативной сухому петербургскому академизму. Школы живописи появляются и в провинции, их создают энтузиасты, например, художник Венецианов в своем имении Сафонково в Тверской губернии, или академик Ступин в городе Арзамасе Нижегородской губернии.
         Ведущий художественный стиль первой половины 19 века – романтизм, который уже к 1840-50-м годам трансформировался в критический реализм или же в эклектику. Романтизм предполагал устремление личности к безграничной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу. Однако, эта недостижимость совершенства, которую романтики прекрасно осознавали, вызывала пессимизм, разочарование и так называемую «романтическую иронию».
         В странах Запада романтики зачастую обращались в своем творчестве и в своих исследованиях к доклассическому периоду истории и истории искусства своих стран. В эту эпоху были открыты для истории искусств и признаны романское и готическое искусство, народные песни и сказания.
         В России также возникает интерес к истории допетровской Руси, к народному творчеству, к сказкам, песням и былинам, к собственным народным корням. Ощущение национальной самобытности становится особенно сильным и проникает во все слои населения в эпоху Отечественной войны 1812 года и последующих заграничных походов русской армии.
Tags: истории, стили и направления в искусстве
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Как-то раз известную хозяйку парижского салона госпожу де Тансен спросили, почему умные люди часто совершают ошибки в обычной жизни. - Умные люди…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 6. Письма к госпоже Каландрини События последних семи лет жизни «Прекрасной черкешенки» (с 1726 по 1733) мы…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments