Часть 1.
Вообще-то западноевропейская живопись изначально была ориентирована на максимальное развитие творческой индивидуальности каждого художника. Так что никто не запрещал живописцу искать собственное творческое решение даже в рамках общеизвестных сюжетов, например, античных или библейских и евангельских. Но тем не менее подчас находки кого-то одного становились общепризнанным каноном, и мастера сознательно или неосознанно копировали их впоследствии на протяжении нескольких веков, пока сюжет не терял популярность, или канон не менялся радикально благодаря находкам кого-то не менее талантливого.
Признанным законодателем ренессансной художественной моды в том, что касалось темы «Благовещения», начиная со второй трети 15 века стал Фра Беато Анжелико. На самом деле современники сначала знали его под именем Гвидо ди Пьетро. О его происхождении известно очень мало. Видимо он родился в 1395 году в местечке Виккьо в Тоскане, и в ранней юности учился живописи во Флоренции, при скриптории, возглавляемом художником Лоренцо Монако. Есть сведения, что уже тогда он считался исключительно талантливым художником и даже выполнил какой-то большой заказ. Гвидо мог бы стать богатым и знаменитым, но в возрасте двадцати лет принял решение уйти из мира и навсегда связать свою жизнь монашеским обетом (возможно не без влияния его наставника Лоренцо Монако, который также был монахом).
В итоге, в 1423 году Гвидо дель Пьетро постригся в монахи в монастыре Сан-Доминико во Фьезоле и принял имя Фра Джованни да Фьезоле. Именно так его именует Джорджо Вазари в своем знаменитом «Жизнеописании». Уже после смерти Фра Джованни в знак признания своих заслуг получил новое имя Фра БеатоАнжелико (то есть Брат Блаженный и Ангельский).
Все основное творчество Фра Анжелико приходится именно на период его монашества. И первое свое «Благовещение» он написал примерно в 1430 году, то есть через семь лет после принятия пострига. Нам неизвестно, какой была его личная жизнь до того, как он стал монахом. Современники, на свидетельствах которых основывался Вазари, утверждали, что он всегда был исключительно набожным и благочестивым юношей, отчего и предпочел избрать путь отречения от всех житейских благ и мирских соблазнов.
Но вот тема Благовещения, почему-то особенно его волновало. Вообще-то это довольно пикантный евангельский эпизод. Ведь если отбросить все религиозные и высокодуховные объяснения и толкования, то у нас получится история о том, как к девушке, у которой до того не было никаких отношений с мужчинами, вдруг заявляется некто и заявляет, что у нее будет ребенок. Наверное, это действительно довольно невероятно сложно, особенно для мужчины, представить и понять, что может чувствовать в этот момент героиня истории. Как она это воспримет, что она будет думать, и как все это отразится на ее лице?
После появления целой серии «Благовещений» Фра Анжелико, его современники сошлись в едином мнении, что он безусловно попал в точку, и что его Мадонна в момент получения Благой Вести, получилась как нельзя более убедительной и настоящей.
Разумеется, и у Фра Анжелико были предшественники, в частности Симоне Мартини, чьи сцены «Благовещения» отличаются повышенной экспрессивностью, выражающейся в готически изломанных позах персонажей. Именно Мартини окончательно закрепил композицию, в которой Дева Мария изображается права, а Архангел Гавриил – слева и непременно в профиль.
Но Фра Анжелико пошел дальше и начал собственные поиски решения этой сцены. Его «Благовещение» 1430 года, ныне хранящееся в Музее Диочезано в Кортоне, уже представляет все основные открытия художника в соответствующем сюжете.
Итак, прекрасная и непорочная Мария, лицо которой, тем не менее явно несет на себе определенные индивидуальные черты (золотистые волосы, голубые глаза, мелкие черты детского наивного лица), что свидетельствует о том, что художник работал с реальной моделью, а не фантазировал, находится в лоджии, поддерживаемой колоннадой. Лоджия - это помещение, открытое с одной, двух или трех сторон, где стену может заменять колоннада, аркада или парапет. В данном случае мы видим колоннаду, которая огораживает пространство с двух сторон. Здание, к которому пристроена Лоджия находится в саду, и все это вместе является совершенно современным фоном, несмотря на то, что модно одетая пара, спускающаяся по лестнице в левом верхнем углу здания должна по задумке автора изображать Адама и Еву, изгоняемых из рая (если бы не архангел с пылающим мечом, то по большому счету, они более всего были бы похожи на пару возлюбленных, гуляющих в саду при каком-нибудь флорентийском палаццо).
Мария одета в традиционные для нее красное платье и синий мафорий, на шее – эффектное золотое ожерелье. Ее лицо прикрыто блестяще написанной прозрачной вуалью. На коленях Мадонны лежит небольшая книга с двумя застежками (тоже характерная современная для художника деталь), разумеется, это Библия. Она сидит на троне с высокой, обитом декоративной тканью, шитой золотом. Использование оригинального узора, напоминающего мозаику, позволило художнику передать объем и форму объекта и подчеркнуть перспективу.
Перед Марией находится Архангел Гавриил. Он также в традиционной красной ризе, украшенной золотыми полосами шитья, с роскошными крыльями, очень натурально написанными. В этих крыльях совершенно нет никакой условности, они действительно кажутся крыльями какой-то диковинной птицы. Крылья имеют исключительно важное композиционное значение: их вершина отмечает центр композиции, а нижние перья задают движение к этому центру, как к кульминации происходящего на картине.
Оригинальной деталью, которую использовал Фра Анжелико, можно считать золотые слова, которые как будто вылетают из уст Гавриила: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Эти золотые буквы как будто связывают Гавриила и Марию, проникая через тонкую колонку, внешне разделяющую их.
Гавриил довольно энергично жестикулирует (можно даже сказать темпераментно), указательный палец его левой руки обращен к небу, очевидно подчеркивая факт Божественного вмешательства в ситуацию. Показательно, что над центральной колонной, как раз в том месте, куда указывает Архангел художник расположил медальон с изображением бородатого старца, внимательно наблюдающего за сценой, разворачивающейся внизу. Иногда предполагается, что это пророк Исайя, предсказавший рождение Спасителя от Непорочной Девы, но, все-таки более вероятно, что это сам Господь.Указательный палец правой руки Гавриила направлен на Марию. Ее руки скрещены на груди в жесте, который традиционно воспринимается как выражение покорности, но который современные психологи часто трактуют как желание закрыться или защититься от внешнего воздействия.
Любопытно, что художник подчеркивает, что оба героя устремились друг к другу. Гавриил склонился перед будущей Богоматерью, а она подалась к нему навстречу. Эта динамика, совершенно неожиданная в такой сцене, также была новаторским приемом, использованным художником.
Традиционно в сцене Благовещения присутствует цветок лилии, который Мария либо держит в руках, либо он стоит у ее ног. Лилия одновременно символизирует непорочность Девы и указывает на время, когда происходит событие – весну. Но в данном случае Фра Анжелико изобразил целый цветущий сад, похожий на изображения цветов на китайских вазах, которые художник мог видеть уже в то время. Цветы, между прочим, более всего похожи на ландыши, но у дальней изгороди художник расположил бутоны белых роз. Впрочем, чистоту Марии, а также сам процесс Непорочного зачатия, символизирует весь сад в целом, поскольку он замкнут глухой изгородью.
Главным новаторством Фра Анжелико, считается исключительная для того времени экспрессивность картины, тот эмоциональный диалог, который ведут ее персонажи. Кроме того, современников озадачивал и дополнительный нижний фриз (пределла), расположенный под основной сценой. В семи миниатюрных композициях художник разместил пять сцен из жизни Богоматери и еще две, посвящённых святому Доминику. Отдельным шедевром считается третья слева композиция «Встреча Марии и Елизаветы», исполненная с исключительным мастерством и изяществом.
Этот вариант «Благовещения» имеет довольно загадочную историю. Есть версия, что одновременно с нимФра Анжелико писал еще одно «Благовещение» для церкви Сан-Алессандро в Брешии. Что случилось со второй картиной, неизвестно. То ли после того, как картина была доставлена заказчику, она погибла, то ли заказчик сам отказался ее принять. Из документов известно, что в церкви Сан-Алессандро в Брешии никогда не хранилась картина работы Фра Анжелико, а в 1440-х годах заказ на аналогичную композицию был сделан Пьетро делла Франческа.
Из-за всей этой путаницы появилась версия, что на самом деле «Благовещение» 1430 года было одно. Из-за оригинального и новаторского подхода художника к сюжету, заказчик из Брешии от картины отказался, и тогда она оказалась в Кортоне.
Продолжение следует…