Часть 3.
Существует по крайней мере еще одно «Благовещение», которое Фра Анжелико написал для монастыря Сан-Марко. В данном случае, сюжет имеет совершенно независимую иконографию, не похожую на все то, что художник делал прежде. Сцена встречи Марии с Гавриилом происходит в огороженном пространстве под открытым небом, хотя во всех остальных вариантах Фра Анжелико помещал героев под крышу лоджии или же некоего иного помещения.
Это место более всего похоже на монастырский атриум с колоннадой по периметру, за которым угадывается проход к калитке, ведущей в сад. В этом варианте представляется, что Мария находится не просто в огороженном пространстве, но за двойной изгородью, словно врата ее целомудрия заперты на двойной висячий замок. За последней стеной, в несколько топорно исполненной перспективе, угадывается сад. Зритель может видеть целых четыре дерева: две примитивные пальмы, и два темных пирамидальных кипариса, возможно символизирующие грядущее мученичество и смерть Иисуса. Дополнительным декором пространства, в котором находятся герои, становятся плоские цветочные горшки, водружённые на каменные перегородки (к слову сказать, у них какой-то совершенно современный вид).
Судя по всему, моделью для всех героинь в сценах Благовещения из монастыря Сан-Марко, была одна и та же девушка, поскольку у всех этих Мадонн видно явное портретное сходство. Но в последней фреске Мария уже стоит на коленях перед Архангелом, а перед ней находится простая маленькая скамеечка. Любопытно, что этот элемент мебели во всех «Благовещениях» Фра Анжелико выглядит по-разному.
Ангел, одетый в модный современный автору наряд изысканного бледно-розового цвета с отделкой золотым шитьем опустился перед Марией на одно колено. Он повторяет жесты из одного из более ранних «Благовещений» - одной рукой указывает вверх, на Небеса, где парит Голубь, символизирующий Дух Святой, а другой – на Деву Марию.
Самым примечательным элементом экипировки Гавриила, как всегда у Фра Анжелико, являются его крылья. На сей раз они совершенно не натуралистичные, а наоборот, абсолютно декоративные, составленные из ярких широких полос черного, синего, желтого и красного цвета.
Сверху и снизу фреску обрамляют узкие полосы, имитирующие растянутые свитки, с каноническим текстом Евангелия: «Ecce virgo concipiet et pariet filium et vocabitur nomen eius Emmanuel» (Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил) и «Ecce concipies et paries filium, et vocabis nomen ejus Jesum» (и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус)
Существует и еще одно «Благовещение» Фра Анжелико, которое сейчас находится в Музее церкви Санта Мария делла Грациа в Сан Джованни Валь д'Арно. Считается, что это упрощенный вариант «Благовещения» из Кортоны, то есть один из ранних вариантов, возможно, исполненный для заказчика, которых хотел получить авторское повторение наиболее удачной и известной работы Фра Анжелико.
На мой взгляд, «Благовещение» из Валь д'Арно сочетает в себе элементы обоих ранних «Благовещений» Фра Анжелико, и из Кортоны и из Прадо, тем более что оно также имеет пределлу. Общая композиция, сцена изгнания из Рая, а также декоративное оформление лоджии более похожи на «Благовещение» из Кортоны. Но трон Богоматери, оформленный золотой драпировкой, аналогичен трону из «Благовещения» из Прадо.
Кроме того, художник внес и оригинальные элементы, исполнив в цвете образ святого Исайи, который в предыдущих работах был выполнен в технике гризайли, а также дополнительно акцентировав цветом и нимбом образ Голубя-Святого Духа. Композиция в данном случае оказалась не трех-, а двухчастной, как в более поздней фреске монастыря Сан-Марко. В огороженном саду, наконец- то появились лилии, самый привычный символ Богоматери и ее целомудрия. А стены лоджии художник декорировал яркими вставками, расписанными под мрамор.
Любопытно, что открытая дверь ведет из лоджии в помещение с небольшим окном очень похожее на келью настоятеля в сцене «Благовещения» из монастыря Сан-Марко, написанную спустя несколько лет.
Итак, после этого краткого обзора, можно сделать вывод, что несмотря на то, что Фра Беато Анжелико фактически закрепил канон изображения сцены «Благовещения» в западноевропейском искусстве, сам он постоянно экспериментировал, пытаясь найти новые детали и расставить новые акценты в этом сюжете. Что-то в этой истории его продолжало волновать…