nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АНГЕЛЬСКИЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ФРА БЕАТО АНЖЕЛИКО
Часть 3.
         Существует по крайней мере еще одно «Благовещение», которое Фра Анжелико написал для монастыря Сан-Марко. В данном случае, сюжет имеет совершенно независимую иконографию, не похожую на все то, что художник делал прежде. Сцена встречи Марии с Гавриилом происходит в огороженном пространстве под открытым небом, хотя во всех остальных вариантах Фра Анжелико помещал героев под крышу лоджии или же некоего иного помещения.
         Это место более всего похоже на монастырский атриум с колоннадой по периметру, за которым угадывается проход к калитке, ведущей в сад. В этом варианте представляется, что Мария находится не просто в огороженном пространстве, но за двойной изгородью, словно врата ее целомудрия заперты на двойной висячий замок. За последней стеной, в несколько топорно исполненной перспективе, угадывается сад. Зритель может видеть целых четыре дерева: две примитивные пальмы, и два темных  пирамидальных кипариса, возможно символизирующие грядущее мученичество и смерть Иисуса. Дополнительным декором пространства, в котором находятся герои, становятся плоские цветочные горшки, водружённые на каменные перегородки (к слову сказать, у них какой-то совершенно современный вид).
         Судя по всему, моделью для всех героинь в сценах Благовещения из монастыря Сан-Марко, была одна и та же девушка, поскольку у всех этих Мадонн видно явное портретное сходство. Но в последней фреске Мария уже стоит на коленях перед Архангелом, а перед ней находится простая маленькая скамеечка. Любопытно, что этот элемент мебели во всех «Благовещениях» Фра Анжелико выглядит по-разному.
         Ангел, одетый в модный современный автору наряд изысканного бледно-розового цвета с отделкой золотым шитьем опустился перед Марией на одно колено. Он повторяет жесты из одного из более ранних «Благовещений» - одной рукой указывает вверх, на Небеса, где парит Голубь, символизирующий Дух Святой, а другой – на Деву Марию.
        Самым примечательным элементом экипировки Гавриила, как всегда у Фра Анжелико, являются его крылья. На сей раз они совершенно не натуралистичные, а наоборот, абсолютно декоративные, составленные из ярких широких полос черного, синего, желтого и красного цвета.
         Сверху и снизу фреску обрамляют узкие полосы, имитирующие растянутые свитки, с каноническим текстом Евангелия: «Ecce virgo concipiet et pariet filium et vocabitur nomen eius Emmanuel» (Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил) и «Ecce concipies et paries filium, et vocabis nomen ejus Jesum» (и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус)
         Существует и еще одно «Благовещение» Фра Анжелико, которое сейчас находится в Музее церкви Санта Мария делла Грациа в Сан Джованни Валь д'Арно. Считается, что это упрощенный вариант «Благовещения» из Кортоны, то есть один из ранних вариантов, возможно, исполненный для заказчика, которых хотел получить авторское повторение наиболее удачной и известной работы Фра Анжелико.
         На мой взгляд, «Благовещение» из Валь д'Арно сочетает в себе элементы обоих ранних «Благовещений» Фра Анжелико, и из Кортоны и из Прадо, тем более что оно также имеет пределлу. Общая композиция, сцена изгнания из Рая, а также декоративное оформление лоджии более похожи на «Благовещение» из Кортоны. Но трон Богоматери, оформленный золотой драпировкой, аналогичен трону из «Благовещения» из Прадо.
         Кроме того, художник внес и оригинальные элементы, исполнив в цвете образ святого Исайи, который в предыдущих работах был выполнен в технике гризайли, а также дополнительно акцентировав цветом и нимбом образ Голубя-Святого Духа. Композиция  в данном случае оказалась не трех-, а двухчастной, как в более поздней фреске монастыря Сан-Марко. В огороженном саду, наконец- то появились лилии, самый привычный символ Богоматери и ее целомудрия. А стены лоджии художник декорировал яркими вставками, расписанными под мрамор.
         Любопытно, что открытая дверь ведет из лоджии в помещение с небольшим окном очень похожее на келью настоятеля в сцене «Благовещения» из монастыря Сан-Марко, написанную спустя несколько лет.
         Итак, после этого краткого обзора, можно сделать вывод, что несмотря на то, что Фра Беато Анжелико фактически закрепил канон изображения сцены «Благовещения» в западноевропейском искусстве, сам он постоянно экспериментировал, пытаясь найти новые детали и расставить новые акценты в этом сюжете. Что-то в этой истории его продолжало волновать…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    Франсиско Гойя. Колосс (Паника). 1810 (мои проблемы и мое их восприятие в данный момент) Наверное, у каждого бывают такие периоды…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments