nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ В РОССИИ:
ЧТО БЫЛО, ЧЕГО НЕ БЫЛО…


        До Петровской эпохи русское искусство развивалось обособленно, и европейское искусство, которое искусствоведы впоследствии как раз и разложили на стили и периоды, не оказывало  на него практически никакого влияния. Поэтому в России не было ни романского, ни готического стиля, а тем более Возрождения.
          Нельзя сказать, что даже в те далекие времена нашу страну неким волевым усилием закрыли за железным занавесом, не давая обмениваться с Европой культурными новинками. Почти непроницаемой границей стала православная вера. Художественный стиль, искусство, не может существовать обособленно от всего прочего – от общественной и духовной жизни, от политической и экономической ситуации, от потребностей населения.

     
                  Италия. Замок Виголенто                                             Крепостная стена Московского Кремля

          О том, что русские мастера в определенной степени были в курсе общеевропейских художественных тенденций, говорит, например, то, что некоторые элементы сначала романского, потом готического, а позднее и ренессансного стиля все же включались в архитектуру. Можно вспомнить и приглашение итальянских мастеров для перестройки Кремля во второй половине 15 века. Любопытно, впрочем, что даже вполне ренессансный архитектор Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского Кремля, ориентируясь на архитектурные особенности Успенского собора во Владимире.

         
                Аристотель Фиораванти                   Архангельский собор в Московском Кремле

          Культурный обмен с Европой шел, но все новые тенденции переосмысливались с учетом нашей ментальности и наших художественных вкусов и потребностей.
          Прорыв произошел при Петре I, то есть в начале 18 века. Для Европы это была эпоха позднего барокко и рококо, и Россия, которую рьяно приобщали ко всему иноземному, с головой окунулась в новые художественные формы. Естественно, образцами служили современные (на тот момент) произведения искусства, то есть стиль барокко, и его вариант, особенно полюбившийся Петру – так называемое «северное барокко», существовавшее в протестантских областях Германии, а также в Голландии, более сдержанное и рациональное.
          Барокко, а позднее и классицизм идеально вписались в русскую культуру, поэтому памятники, созданные в этих стилях в нашей стране достаточно многочисленны, и во многом создают неповторимый облик наших городов. Тем более что от допетровской деревянной Руси мало что сохранилось до наших дней.

                      Торговые ряды в Костроме                                                              Царицыно в Москве
 
          19 век ни в Европе, ни в нашей стране так и не создал единого большого стиля. Романтизм, довольно цельное художественное направление первой половины 19 века, проявился и в России, например, в оформлении некоторых зданий или усадебных комплексов, в живописи Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, в литературных произведениях Василия Жуковского, Владимира Одоевского или Антония Погорельского. А в основном, русское искусство 19 века обозначают не очень лестным термином «эклектика».

   
          Особняк Кшесинской в Санкт-Петербурге                                 Теремок в Талашкино
         
          Стиль модерн, последний большой стиль в искусстве, в нашей стране проявил себя очень полно, ярко и своеобразно. Это были и столичные, и провинциальные особняки, доходные дома, даже деревянные дачи; живопись Врубеля, Серова, мастеров «Мира искусства», зачастую оформлявшая соответствующие интерьеры; кузнецовский фарфор и ювелирные произведения дома Фаберже; декоративно-прикладное искусство мастерских «Талашкино», «Абрамцево» и т.д. и т.п.
         Двадцатый век тоже не создал какого-то единого и цельного стиля, тем более что в нашей стране на искусство с 1930-х годов очень большое влияние стала оказывать партия, художественная жизнь стала предметом пристального влияния соответствующих силовых структур, которые всю духовную составляющую общественной жизни соотносили с политической пропагандой. В итоге искусство России, которое еще в 1920-е годы шло в авангарде мирового художественного процесса, пошло неким своим путем, который, вероятно можно назвать регрессивным. Тогда как в Западной Европе художники искали новые пути самовыражения, советское искусство ратовало за создание относительно правдоподобного мира социалистической утопии.
          Сейчас русское искусство семимильными шагами пытается угнаться за мировыми художественными тенденциями, но единого большого стиля в искусствоведческом понимании пока не создано ни у нас, ни где-либо еще.

                                               
                                                      Белгородский художественный музей
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments