nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

В ДВУХ СЛОВАХ О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РУБЕЖА XX-XIX веков:
«МИР ИСКУССТВА»
         «Мир искусства» – это общее название, которое имели и объединения художников, и журнал, в котором они сотрудничали, и выставки, организованные журналом или объединениями.
         Общество художников «Мир искусства» было основано в 1898 году. Среди его учредителей и участников были А.Бенуа, Л.Бакст, В.Серов, К.Сомов, К.Коровин, М.Нестеров и др. Александр Бенуа стал ведущим художником, эстетическим законодателем, идеологом и теоретиком нового художественного течения. Первый «Мир искусства» просуществовал всего шесть лет до 1904 года.
         Впоследствии, в 1910 году общество было возрождено, к 1917 году в нем состояло более 50 человек, ко второму «Миру искусства» присоединились М.Добужинский,  Б.Кустодиев, И.Грабарь, М.Сарьян, З.Серебрякова и др. Председателем второго «Мира искусства» был Н.Рёрих. Последняя выставка объединения состоялась в 1924 году.
         Основной идеей, сплотившей художников «Мира искусства», был отказ от всего, что сковывало свободу индивидуальной творческой самореализации в искусства, и, прежде всего, от социальной направленности творчества. Главными идейными противниками мирискусников были передвижники.
         Художники «Мира искусства» считали также, что подлинный творческий энтузиазм может вызывать только восхищение красотой, а непосредственная действительность красоте чужда, и, таким образом, вдохновение может возникать только при созерцании произведений подлинного искусства. Жизнь должна интересовать художника только в той мере, в какой она уже выразила себя в искусстве, и художники становятся, таким образом, интерпретаторами уже готовой «красоты». Поэтому мирискусники с таким энтузиазмом относились к прошлому, которое уже нашло свое художественное воплощение.
         В сущности, их общий художественный стиль носил неоромантический характер, тесно смыкаясь с символизмом и стилем модерн. Мирискусники старались выглядеть рафинированными эстетами, живущими в башне из слоновой кости, куда не долетает шум социальных потрясений, революций и войн, что в предреволюционные годы, насыщенные не только художественными выставками, но и общественной борьбой, выглядело довольно вызывающе.
         Разумеется, эстетические принципы мирискусников не могли быть поняты в Советской России. Многие из художников «Мира искусства» эмигрировали и уже на новой родине пытались сохранять и возрождать свои традиции, хотя их искусство так и не стало востребованным на Западе.
«СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ»
         «Союз русских художников» – это название объединения художников Москвы и Санкт-Петербурга, возникшего в 1903 году. Несколько петербургских художников, участвовавших прежде в выставках «Мира искусства», и некоторые московские художники-передвижники объединились и организовали две выставки под названием «36 художников». Позже эта временная инициатива переросла в крупное художественное объединение.
         Основой, которая связала москвичей и петербуржцев столь разных эстетических предпочтений, была общая неудовлетворенность художественными принципами «Мира искусства», чересчур ограничивающими творческий процесс. К тому же художников «Союза» объединяла любовь к национальному в русском искусстве.
         Отстаивание национальной проблематики в противовес западничеству «Мира искусства» и стало основой программы «Союза русских художников». С 1910 года «Союз» возглавляли московские художники, а петербуржцы вернулись в лоно воссозданного «Мира искусства», который уже не имел столь жестко регламентированной западнической программы.
         Основной целью «Союза», зафиксированной в его уставе, было распространение произведений русских художников. С 1903 по 1923 годы «Союз» организовал 18 выставок, проходивших не только в Москве и в Петербурге, но также в Казани и в Киеве. Художники «Союза» активно участвовали в выставках провинциальных художественных объединений в Вятке, Нижнем Новгороде, Казани, Орле, Саратове, Ярославле и других городах России. В 1911 году «Союз русских художников» представил свою отдельную экспозицию на международной художественной выставке в Риме. Под эгидой Союза проходили и персональные выставки его участников: С.Коровина, А.Рябушкина, С.Иванова.
         Среди его наиболее активных членов были А.Архипов, А.Васнецов, С.Жуковский, К.Коровин, С.Малютин, К.Юон и др. Многие из них активно работали и в послереволюционной России. Их основные принципы в общем и целом не противоречили художественным потребностям новой власти.
«ГОЛУБАЯ РОЗА»
 Название «Голубая роза» было дано единственной выставке, прошедшей в 1907 году в Москве. Эта выставка объединила недавних выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которые считали себя последователями В.Борисова-Мусатова, умершего двумя годами ранее. В сущности, это был кратковременный союз русских символистов, вернее художников, на тот момент времени следовавших принципам символизма. Впоследствии многие из них пошли в своем творчестве иными путями.
         «Голубой розе» предшествовала выставка под названием «Алая роза», прошедшая в Саратове в 1904 году. Участниками «Голубой розы» стали те молодые художники, которые объединились вокруг журнала «Золотое руно», издаваемого известным коллекционером и меценатом Николаем Рябушинским. Он не только субсидировал выставку, но и участвовал в ней сам как оформитель.
         Среди участников «Голубой розы» были художники П.Кузнецов, Н.Сапунов, М.Сарьян, Н.Крымов, скульптор А.Матвеев и др.
В 1925 году в Москве была организована ретроспективная выставка «Голубой розы».
«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
         Художественная группировка под таким названием появилась на рубеже 1910-1911 годов и просуществовала до 1917 года, когда состоялась ее последняя выставка, в которой уже не участвовали основатели объединения.
Так же, как и прочие художественные объединения той эпохи «Бубновый валет» регулярно проводил выставки в Москве и Петербурге на которых вместе с русскими художниками участвовали также авангардисты Франции и Германии. «Бубновый валет» имел свой устав, выпускал сборники статей ведущих участников, в 1912-1914 годах организовывал диспуты, посвященные проблемам современного искусства. Среди постоянных участников «бубнового валета» были М.Ларионов, Н.Гончарова, П.Кончаловский, А.Куприн, А.Лентулов, И.Машков, Р.Фальк.
         Бубновалетцы, в противовес символистам, провозгласили торжество ясного зрительного образа, буйство красок, утверждение предмета и предметности. Художники активно обращались к народному творчеству, лубку, примитивизму вывесок и т.п. Особой популярностью у них пользовался жанр натюрморта. В сущности, «Бубновый валет» был русским вариантом постимпрессионизма, включавшим в себя элементы кубизма и фовизма.
         С объединением «Бубновый валет» была связана выставка «Ослиный хвост», организованная М.Ларионовым в 1912 году в Москве. В ней участвовали в основном московские художники-бубновалетцы (Н.Гончарова, А.Фонвизин и др.), а также М.Шагал, В.Татлин и др. Ларионов в этой и последующих выставках 1913-14 годов постарался объединить художников, связанных общей эстетической программой, изучавших и интерпретировавших в своем творчестве городской фольклор и народное искусство.
         Судьбы участников объединения сложились по-разному. Одни, как М.Ларионов и Н.Гончарова, эмигрировали и довольно успешно работали на Западе. Некоторые из тех, что остались, были обласканы властью и вполне благополучно адаптировались к условиям Советской России (П.Кончаловский, И.Машков), а кто-то существовал здесь на грани выживания (Р.Фальк).
         В 1927 году состоялась ретроспективная выставка «Группа художников «Бубновый валет»», как последнее напоминание об ушедшей эпохе.
Tags: истории, стили и направления в искусстве
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment