nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ СВЯТОГО ИЕРОНИМА

Часть 2.

          В то время, когда святой Иероним в монастыре учил иврит, вел переписку с коллегами и дрессировал льва, в Антиохии происходили разборки между сторонниками епископов Мелетия, Павлина и Виталия. Отголоски этих религиозных споров достигли и обители, где трудился Иероним. Поскольку он имел собственные взгляды на складывающуюся ситуацию, ему, дабы избежать конфликта с братией, пришлось покинуть обитель и уйти в Антиохию.
А там епископ Павлин посвятил его в сан пресвитера. Затем блаженный Иероним совершил очередное путешествие. Сначала он посетил Константинополь, где имел содержательные беседы со святителями Григорием Богословом и Григорием Нисским, а затем, уже в 381 году отправился в Рим.
          В Риме он продолжил свои интеллектуальные богословские занятия. Папа римский Дамас (Дамасий) I, также занимавшийся углубленным изучением Священного Писания, приблизил его к себе и поручил начать перевод Библии на латинский язык. Вроде бы все для Иеронима складывалось как нельзя лучше, но он опять проявил свой неистовый темперамент. Нравы современного ему римского христианского общества категорически не устраивали Иеронима. Он начал активно их обличать и нравы, и их носителей, и снова нажил себе кучу недоброжелателей, которые даже образовали целую партию.
          Так что после трехлетнего пребывания в Риме Иероним опять был вынужден покинуть Рим, и на этот раз навсегда. Но он снова отправился в путешествие. На сей раз вместе со своим братом Павлинианом и компанией друзей Иероним посетил Святую Землю, в том числе побывал и у монахов Нитрийской пустыни.
        Жизнь в Святой Земле оказалась для Иеронима настолько желанной, что в 386 году он обосновался в Вифлееме, в пещере, расположенной, поблизости от пещеры Рождества Христова. Его биографы утверждают, что это был период расцвета его творческой деятельности. Именно здесь в пещерев течение долгих лет Иероним переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его перевод Библии, Вульгата, одиннадцать столетий спустя был провозглашён Тридентским собором в качестве официального латинского перевода Священного Писания. Помимо этого главного труда Иероним оставил Церкви богатое письменное наследие: сочинения догматикоские, нравственно-аскетические, труды по истолкованию Священного Писания, а также исторические исследования, в том числе трактат «О знаменитых мужах»и «Хроника», в которой он изложил события всемирной истории начиная с сотворения мира.
          Между прочим, за ним в Вифлеем последовала римская аристократка Паула, которую он обратил в христианство. Чтобы иметь возможность находиться рядом с Иеронимом, она активно начала основывать в Священной Земле монастыри и строить храмы.
          Блаженный Иероним с глубокой скорбью пережил падение своего обожаемого города Рима, который в 410 году был завоеван готами. А в 411 году святого постигло новое испытание – набег диких бедуинов-арабов. Лишь милостью Божией община престарелого подвижника была спасена от полного разорения. Свою жизнь он окончил в той же Вифлеемской пещере. Датой смерти блаженного Иеронима считается 420 год, то есть он прожил около восьмидесяти лет. Позднее его мощи его были перенесены из Вифлеема в Рим.
          Ко второй половине жизни Иеронима относится еще несколько сюжетов, часто используемых художниками:
4.     Кардинал: во время последнего пребывания в Риме Иероним был ближайшим советником папы Римского Дамаса I. И хотя в те времена кардинальского сана еще не существовало, но, по сути, святой выполнял именно функции кардинала. Именно поэтому впоследствии Иеронима начали изображать в кардинальских одеждах, причем  иногда даже получающим кардинальскую мантию из рук Богоматери.
5.     Видение Иеронима в пустыне:этот сюжет относят либо к первому либо ко второму пребыванию (или даже к обоим поездкам) Иеронима на Святой Земле, когда он несколько раз воображал, что слышит трубы, возвещающие начало Страшного суда. В данном случае его изображают слушающим ангелов (или одного ангела), которые трубят над его головой.
6.     Перевод Библии: самое главное деяние Иеронима послужило источником вдохновения для множества картин с названием «Святой Иероним в келье», а также поводом для того, чтобы изобразить идеально оборудованную келью, предназначенную для ученых трудов монаха-богослова (вообще-то согласно житию Иероним работа в пещере с минимальным комфортом).
7.     Причащение перед смертью: В финальной сцене, завершающей живописное жизнеописание Иеронима, могут присутствовать его подруга Паула (на тот момент уже святая), молодые священники, его ученики, а также верный лев. Один из священников держит чашу, готовясь приобщить Иеронима Святых Тайн.
          В случае, если художники делали полные циклы сцен жизнеописания святого Иеронима, в них также могли быть включены эпизоды крещения Иеронима папой Либерием, а также его смерть и погребение.
          P.S. А я вот все думаю, что стало со Львом святого Иеронима после его смерти? Может, его взяла к себе святая Паула? Или он так и остался жить один в пещере в Вифлееме, тоскуя по хозяину?
Tags: истории, сюжет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments