Зураб Константинович Церетели – это редкий пример по-настоящему делового человека в искусстве. О художественных достоинствах его произведений можно спорить, но то, что он добился в жизни максимального успеха, который только возможен для творческого человека, отрицать бессмысленно.
Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси в семье инженера, но его дядя по линии матери Георгий Нижарадзе был довольно известным художником. Без особых проблем после окончания школы в 1952 году Церетели поступил в Академию художеств в Тбилиси. Его учителями были художники И.А.Шарлемань и В.А.Шухов, довольно известные в начале ХХ века.
Трудно сказать, насколько Церетели выделялся своим художественным талантом среди своих однокашников, но, видимо, уже тогда его главным даром был не талант, а особые свойства характера. Когда в 1958 году он заканчивал Академию, его дипломная работа «Песнь о Тбилиси» не была принята комиссией к защите. В ней нашли элементы формализма, что в те годы было равносильно обвинению в подрывной деятельности против советского строя. Трудно сказать, как в такой ситуации повели бы себя другие, кто-то, возможно, махнул бы на все рукой и запил, кто-то стал бы искать какие-то обходные пути и подходы к членам комиссии. Церетели поступил по-другому.
Он отставил в сторону забракованный холст, договорился с приятелем и буквально за несколько дней написал его портрет, который был вполне благосклонно принят комиссией Академии. В результате он получил диплом и возможность дальнейшей работы.
Церетели окончил Академию как живописец, но его последующая деятельность была связана с монументальной живописью. Он делал росписи и мозаики, оформляя огромное количество новостроек сначала в Пицунде, затем в Тбилиси и, наконец, в Москве. Позже он увлекся техникой перегородчатой эмали, а с середины 1970-х годов начал работать и с металлом, сначала делая горельефы, а, затем, и объемные монументальные композиции.
С этого времени скульптор в творчестве Церетели окончательно победил живописца. Хотя он по-прежнему продолжает писать живописные композиции «для себя», причем работает, как и в молодости, очень быстро. За один день Церетели может создать несколько картин. Нельзя, конечно, назвать их все художественными шедеврами, но его живопись отличает профессиональная композиция и жизнерадостный колорит. Кажется, что такие картины поднимают настроение и улучшают аппетит.
Заказы, которые Церетели выполнял в постсоветский период, особенно в лужковской Москве (вроде пресловутого памятника Петру I) и за пределами России, принесли ему значительный финансовый успех. Кроме того на базе своей собственной художественной коллекции он смог создать в Москве музей современного искусства, первый и, возможно, пока единственный художественный музей такого уровня в нашей стране.
Вершиной карьеры Зураба Церетели стало звание академика и должность президента Российской Академии художеств. А, кроме того, благодаря гламурной прессе и прочим СМИ его имя известно не только в кругах специалистов, но и самой широкой публике, что тоже кое-что значит для человеческого самолюбия.