nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. МЕЛАНХОЛИЯ I

Часть 2.

          Первой загадкой для искусствоведов явилось уже само название гравюры «MELENCOLIA I». В наше время понятие «меланхолия» соотносится с депрессивным состоянием человека, являясь, так сказать, его возвышенным и устаревшим определением.
          С эпохи античности считалось, что меланхолия была одной из четырех жидкостей, которые обусловливали характер человека. В отличие от страстного сангвиника, в теле которого преобладает красная кровь, бесстрастного флегматика, чью сущность определяет заполняющая его слизь, и вспыльчивого холерика перенасыщенного желчью, организм меланхолика заполняет черная желчь (melania chole), создающая гораздо более сложный характер.Существенная часть символов на гравюре связана с планетой Сатурн, которая является покровительницей меланхоликов. А персонифицированная Меланхолия в Средние века вообще считалась дочерью Сатурна и поэтому отличалась мрачным и угрюмым нравом.
          В эпоху Возрождения полагали, что «меланхолия подобна оси мира и толкает душу на поиски центра уникальных и чудесных вещей, скрытых от посторонних глаз». А личностией, испытывавшие меланхолию, делили на три типа:
·        люди с богатым воображением, то есть художники, поэты и ремесленники;
·        люди, у которых рассудок преобладает над чувством, то есть учёные и государственные деятели:
·        люди, у которых преобладает интуиция, то есть богословы и философы.
          Иначе говоря, меланхоликами в эпоху позднего средневековья и Северного Возрождения, называли людей интеллектуального труда, которые осуществляли эту деятельность разными способами.
Отсюда появляется объяснение и второй загадки, цифры «I» в названии гравюры. Ведь если Дюрер исполнил произведение под названием «MELENCOLIA I», введя римскую цифру в структуру гравюры, то логично предположить, что он собирался выполнить и «Mеланхолию II», а возможно и «Меланхолию III».
          Возможно, что Дюрер, поскольку был художником, сам относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и заявил в гравюре. При этом второй тип меланхоликов – государственные деятели – появился в гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол», а третий – богословы и философы – получил свое воплощение в гравюре «Святой Иероним в келье». Правда, почему бы в таком случае Дюреру и не подписать «Рыцаря» и «Иеронима» как «Меланхолию II» и «МеланхолиюIII», помимо характерного личного знака художника.
          Испанский искусствовед Эрнесто Фресес заметил, что в любом случае «Меланхолии II» так и не появилось, и нет абсолютно никаких свидетельств, что Дюрер вообще вынашивал подобный замысел. Он предположил, что «I» это вообще не цифра, а латинская буква I, причем не просто буква, а слово -  форма второго лица единственного числа повелительного глагола «ео», что означает «уходи». В такомслучае, речь идёт не только об аллегорическом изображении меланхолии, но также о магическом заклинании, призванном удалить её из души художника. И тогда мы возвращается к современному пониманию меланхолии как тоски, сплина или же обычной депрессии.
          Исследователи предполагают, что лучше всего рассматривать детали гравюры по одной, пытаясь определить значение каждой, а затем постараться свести их в некую цельную систему.
        Итак, самой крупной деталью произведения является Гений/Дева/Ангел, одетый в тяжелые и богатые венецианские одежды. Искусствовед Цецилия Нессельштраус писала, что «…сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворённость, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намёков… Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает её бездеятельность<…>?»
          Бездеятельность обозначена тем, что Гений держит циркуль, концы которого скрыты в складках его одежды. Этот предмет намекает на активную интеллектуальную деятельность, однако персонаж его не использует и даже на него не смотрит. Ангел сидит в классической позе, обозначающей размышление или подавленность, а также отчаяние от невозможности овладеть мудростью или знанием или от потери творческого вдохновения. Однако, что именно выражает взгляд Гения, понять сложно. Скорее всего, все-таки, это не печаль, а напряженное раздумье. Это довольно логичное определение Меланхолии, которую иногда описывают как грусть, склонную к размышлениям.
          Чело Гения увенчано венком, но, не лавровым, обозначающим триумф. Между прочим, в традиционной символической системе средневековья венец (или корона), может обозначать не только верховную власть, божественную или земную, но также мученичество, победу в любви, скорбь или награду за достижения в искусствах. В данном случае, художник очевидно, подразумевает последнее значение, и при этом Гений явно не слишком рад полученной награде. К тому же его крылья явно слишком слабы, чтобы поднять в воздух его тело, облаченное в тяжелые одеяния. Возможно, это обозначает некоторую ситуацию творческого кризиса, в которой пребывает персонах, который явно воплощает в себе творческий дух самого художника.
          На коленях Гения лежит закрытая (даже застегнутая) книга, что может символизировать имя Божие, истину или милосердие. Книга же в принципе (не важно, открытая или закрытая), обозначает Вселенную или Книгу Жизни. На поясе у Гения находятся связка ключей, которые в данном контексте могут обозначать свободу выбора, знание или верность (своему выбору), и увесистый кошель, опустившийся до его ног. Некоторые искусствоведы видят в нем намек на достойные заработки художника и его алчность, отчасти обусловленную мрачным настроением. В то же время кошель является традиционным атрибутом персонифицированной Меланхолии, одним из типичных качеств характера которой считалась скупость.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, сюжет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments