nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. МЕЛАНХОЛИЯ I

Часть 5. И, все-таки, что хотел сказать художник?

          Вариантов объяснения смысла «МеланхолииI» Дюрера существует немало, но практически все исследователи сходятся во мнении, что Гений меланхолии, главный герой произведения, без сомнения является автопортретом/alter ego/воплощением самого художника. И это именно он находится в состоянии сомнения и неудовлетворенности или даже настоящей депрессии. В общем, все трактовки работы вращаются вокруг душевного состояния Гения, его причин и последствий.
          Испанский исследователь Эрнесто Фресес предполагает, что если «I» в названии гравюры является буквой, а не цифрой и означает «уходи», то речь идёт не только об аллегорическом изображении меланхолии, но также о магическом заклинании, призванном удалить её из души художника. Именно для этой цели и предназначены многочисленные алхимические символы, размещенные вокруг главного героя.
          Искусствовед Паола Волкова также видела в гравюре автопортрет Дюрера и отмечала разделение предметов на три яруса: «…Первый – уровень ремесленный, к которому относятся такие предметы ремесла, как рубанки, инструменты, идеально выточенный шар. Второй ярус — интеллектуальное познание. Третий ярус — непознаваемое и божественное. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Ангел на картине и есть сам Дюрер. Циркуль в его руке говорит, что, несмотря на безграничную свободу ангела, обладающего крыльями, всё должно быть ограничено, отмерено…»
          Можно предположить, что Гений на гравюре пребывает в состоянии творческого кризиса, который является одновременно причиной и следствием его меланхолического состояния, а объекты, размещенные вокруг него, должны служить подтверждением основной идеи художника о том, насколько тонкой материей является творческое вдохновение.
     Но у меня есть и собственная версия трактовки гравюры. Я так же, как и большинство исследователей, полагаю, что образ Гения меланхолии является автопортретом самого Дюрера. Но, на мой взгляд, депрессия, в которой пребывает главный герой работы, не имеет отношения к его творческой деятельности. Крылатый ангелочек на гравюре старательно строчит что-то на своей восковой табличке, являясь проводником между Господом, как источником вдохновения, и Гением меланхолии.
     И на момент создания серии Дюрер вовсе не пребывал в состоянии творческого кризиса, наоборот, как раз в это время он вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана», также он исполнял и другие заказные работы. В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.
          Но вот его личная жизнь в этот период действительно пребывала в состоянии глубочайшего кризиса. Достигнув по меркам того времени, весьма солидных лет, Дюрер, вероятно, осознал, что остался совершенно один. Его родители, братья и сестры к этому времени уже ушли из жизни. Его брак с дочерью богатого медника Агнессой Фрей, заключенный по настоянию отца, не принес ему ни любви, ни дружбы и уважения, ни даже потомства (хотя и продлился до его смерти). У него были друзья и поклонники, но не было любви. Фактически, к 1514 году Альбрехт Дюрер, красавец и баловень судьбы, остался совершенно одинок в этом мире.
Как свидетельствовали современники, внешний облик Дюрера соответствовал его «благородному духу». Он был приятным собеседником, с речью «сладостной и остроумной». Все, кто знал художника лично, считали его достойным, «превосходнейшим» человеком, о нем говорили, что «он стремился к добродетели, но не был ни мрачным, ни высокомерным».
         В 1500 году он написал один из самых известных своих автопортретов, в котором представил себя в виде Христа. И в «Меланхолии», изобразив себя в виде Гения или Ангела, он не мог не размышлять о страстях Христовых, примеряя муки, перенесенные Спасителем, на свои собственные душевные переживания.
          Дюрер всегда был очень высокого мнения и о предназначении художника и о своем собственном таланте: «Бог нередко дарует одному человеку такой разум и такие способности учиться и создавать прекрасное, что подобного ему не найдешь ни в его время, ни задолго до него…» Это он писал о самом себе, и имел на то полное основание. Но в момент душевной слабости, надо полагать, он не мог не задуматься на какое-то мгновение о простом человеческом счастье, которое так и осталось ему недоступным.
          Но это был лишь миг тоски и тяжелых раздумий. Еще немного, и Гений меланхолии поднимет голову, снова возьмет в руки орудия своего творческого труда и продолжит поражать мир своим талантом.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments