nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ.
ЭПОХА РЕГЕНТСТВА: РАСЦВЕТ

Часть 24


         С 1710-х годов можно говорить о возникновении собственно рокайльных отелей. Одним из первых в этом ряду следует назвать отель Амело де Гурней (арх.Ж.Боффран, 1710-1713 гг.).
          Основная проблема для архитектора заключалась в данном случае в том, что участок земли имел неправильную форму, поэтому Боффран в основу композиции плана помещает овальный двор. Это позволяет ему разместить с обеих сторон задние дворы для конюшен и каретных сараев, а также осветить комнаты, выходящие во двор, избегая теней от уступов.
          Но такой план ставит перед Боффраном еще одну проблему: как расположить комнаты, чтобы избежать неровностей, возникающих за счет вогнутой линии фасада, выходящего во двор. В вестибюле он достигает этого с помощью ниш и закруглений, лестницу и прихожую помещает в пятиугольниках, а столовая, находящаяся за прихожей, заканчивается своего рода апсидой. Комнаты, выходящие в сад, уже имеют правильные прямоугольные очертания в плане, а центральный салон - выпуклость, соотносящуюся с противоположным полукруглым ризалитом, обращенным в сад.
          Фасад, выходящий во двор, оформлен довольно сдержанно: коринфские пилястры колоссального ордера, высокая крыша с люкарнами, тонкие обрамления полуциркульных окон. Об интерьерах этого отеля судить довольно сложно, поскольку они не сохранились.
Таким образом, в плане отеля Амело уже закрепились принципы нового стиля, хотя его фасады, в оформлении которых был использован ордер, еще отчасти сохраняют архаические черты.
          В начале 1720-х годов в Париже строится комплекс из двух отелей, следующих итальянской моде. Это отели Лассай (арх.П.Лассюранс, 1722) и Пале-Бурбон (арх.П.Лассюранс, Ж.Габриэль, Ж.Обер, 1720-1722). Отели были построены для Луизы-Франсуазы де Бурбон и ее мужа Армана де Лепарр, маркиза де Лассай. Оба отеля представляют собой отдельные комплексы, но их объединяет сад. Каждый из них имеет один этаж, фасады декорированы пилястрами и балюстрадой, которая скрывает плоскую крышу.
        Подобные сооружения для Парижа в целом не характерны, типичный парижский отель имеет, как правило, два этажа с аттиком и высокую крышу. Именно в 1720-е годы в Париже складываются устойчивые принципы, по которым теперь строят и декорируют отели. В качестве одного из примеров такого отеля можно назвать отель Матиньон (ул.Варенн, 57), построенный в 1721-24 гг. Жаном Куртонном (1671-1739). Строительство отеля начал Кристиан-Луи де Монморанси, принц де Тенгри, маршал Франции; продолжил, перекупив его, с 1723 сир Жан III Гойон де Матиньон, граф де Ториньи, барон де Сен-Ло, сеньор герцогства д`Эстувиль, королевский наместник в Нормандии; впоследствии его сын, герцог де Валентинуа расширил участок. В настоящее время там находится резиденция премьер-министра Франции.
        План его достаточно традиционен: основной корпус находится между курдонером и садом, его фланкируют два боковых крыла с колоннадой. Центр садового фасада выделяется ризалитом, которому соответствует салон. Формы двухэтажного здания кажутся более легкими, поскольку в оформлении фасадов ордерные формы не использовались. Это же ощущение легкости подчеркивает и тонкий руст, составляющий основной элемент декора фасада. Дань новому стилю видна и в овальной форме вестибюля, и в отказе от анфиладной планировки комнат, и в центральном положении восьмиугольного салона, выходящего в сад.
          Декор этого салона сохранился. Его проект разработал Антуан Мазен, приглашенный графом де Матиньоном заканчивать работы по оформлению интерьеров. Десюдепорты были исполнены Полем Бодри, Фрагонаром и Юэ. Типичными для рококо являются белые панели, обрамленные тонкими золотыми рамками, белые ламбри и многочисленные зеркала, среди которых выделяется огромное зеркало над маленьким камином.
         Другим примером такого типичного отеля может служить отель Пейренк де Мора (Бирон) (Париж, ул.Варенн, 77). Он был построен в 1728-1730 гг. Жаном Обером Младшим. Отель построил Абрахам Пейренк де Мора, мастер по изготовлению париков, разбогатевший на спекуляциях ценными бумагами, затем он перешел к его вдове; в 1732-1753 он принадлежит герцогине дю Мэн; а в 1753-1788 - маршалу Бирону;  с 1788 - его племяннику, герцогу Лозену; затем отель становится зданием для публичных балов и гуляний; позже в нем размещается посольство Ватикана; затем посольство России; далее он принадлежит герцогине Бетюн-Шаро; с 1820 - до конца 19 века  -  там располагается пансион для девиц Общества Сердца Христова; в начале 20 века это - многоквартирный дом для богемы (там жили Кокто, Матисс, Дункан, Роден, актер де Макс); а с 1919 - Музей Родена.
         План отеля представляет две серии комнат, выходящих во двор и в сад, в центре композиции помещен большой квадратный салон, выделенный на садовом фасаде небольшим ризалитом. Центральная часть фасада обозначена также балконом второго этажа на мощных консолях и треугольным фронтоном со скульптурным декором. Своеобразие садовому фасаду придают два боковых ризалита необычной «граненой» формы, которым на плане соответствуют овальные комнаты.
         Из-за постоянной смены владельцев декор этого отеля не сохранился, однако его элементы можно встретить в частных и музейных собраниях. Музею Родена, которому в настоящее время принадлежит отель, удалось приобрести фрагменты деревянного резного декора овальных салонов, а также два дессюдепорта (из шести), исполненных Франсуа Лемуаном: «Венера, демонстрирующая Амуру остроту его стрел» и «Труды Пенелопы». Из этого можно сделать вывод, что программа художественного оформления интерьеров соответствовала сложившейся традиции использовать в качестве сюжетов для росписей любовные истории из мифов.
В сложившемся комплексе рокайльного парижского отеля обязательным элементом становится сад, создававший для владельцев совершенно особую среду, ощущение покоя, уединения, обособленности среди шумного города.
          Во Франции архитекторы практически полностью отказываются от ордерной системы в оформлении интерьеров зданий, а на фасадах, если ордер и используется, то в облегченном, и более утонченном варианте. Так, например, колонны повсеместно заменяются пилястрами, почти сливающимися с плоскостью стены, антаблемент не столь рельефен и т.д.

          Продолжение следует…
 
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Василий Тропинин. Портрет писателя Михаила Загоскина Писатель Михаил Загоскин отличался необыкновенным добродушием и наивностью. Хотя талант его…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852 Часть 2. Павел Федотов. Игроки. 1852 Ихарев. Добро пожаловать, господа, карты на столе. Утешительный (подходя к…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Петр Соколов. Портрет графини Софьи Бобринской. 1827 Графиня Софи Самойлова отличалась миловидностью и была прекрасно образована, однако, когда в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments