nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ТРИ МЕРТВЫХ ХРИСТА

Часть 2. Ганс Гольбейн Младший. Мертвый Христос в гробу. 1521 (1522?)


         Швейцарцы считают, что в их стране хранится только два великих произведения искусства, написанные их земляками – «Восстание иенских студентов» Фердинанда Ходлера и «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего.
         Гольбейн создал свой вариант «Мертвого Христа» в 1521 или 22 году. Традиционной датой считается более ранняя, поскольку именно она была приведена в описи картин художника, составленной еще в 1586 году. Однако, недавнее исследование работы в рентгеновских лучах выявило в датировке, обозначенной на холсте римскими цифрами (MDXXI) еще одну цифруI, так что, вероятно, более точной датой является 1522 год.
         Если пятидесятилетний Андреа Мантенья писал своего «Мертвого Христа» в тяжелый период своей жизни, омраченный горестями и потерями, то у Ганса Гольбейна, которому в то время было чуть больше двадцати лет, это было время удачное и вполне счастливое. Гольбейн как раз обосновался в Базеле, довольно быстро приобрел там репутацию превосходного художника и особенно портретиста, начал получать регулярные заказы на выполнение и алтарных образов, и настенных росписей, и портретов, и витражей и даже книжных иллюстраций. В 1519 году он вступил в городскую гильдию художников, а на следующий год женился на вдове дубильщика кожи Елизавете Шмит.
         Впрочем, за несколько лет до этого и в жизни Ганса Гольбейна случилась трагедия – умер его брат Амброзиус, который был тремя годам старше Ганса, и по свидетельству всех его знавших, отличался феноменальными художественными способностями.
         Почему  Гольбейн взялся за такой сюжет, и почему картина получилась такой необычной и не имеющей аналогов в мировом искусстве, остаётся настоящей загадкой.
         «Мертвый Христос в гробу» написан на узкой и длинной полосе холста, имеющей размеры 30,5х200 см. Иногда предполагается, что это полотно могло быть частью алтаря, но никаких документально подтвержденных сведений, о том, что Гольбейн выполнял подобный комплексный заказ в соответствующем году, нет. И по-моему, невозможно представить часть алтаря, который как правило, представлял собой несколько вертикально ориентированных фрагментов, которая бы была во-первых горизонтальной, а во-вторых такой длинной. Так что в настоящее время большинство исследователей склоняются к версии, что это все-таки было самостоятельной произведение искусства.
         Можно было бы предположить, что Гольбейн таким образом трансформировал идею плащаницы, но в таком случае это была бы действительно очень смелая идея. Традиционно на плащаницах Христос изображается в полный рост, но анфас, это как бы портрет лежащего человека сверху. Гольбейн же пишет тело лежащего в профиль.
         Как Гольбейн работал над «Мертвым Христом» также неизвестно. Сохранилась, правда, информация, что его моделью послужил покойник, выловленный в Рейне.
         И современники, и позднейшие исследователи сходятся в том, что замысел, реализованный Гольбейном был по-настоящему дерзновенным, поскольку никто до него не изображал Христа в виде реального трупа. Даже у Мантеньи присутствует определённый элемент поэтизации образа, его Христос скорее подобен статуе. А уГольбейна на холсте был запечатлен настоящий мертвец, причем находящийся уже в процессе разложения. Художник детально выписывает кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На первый взгляд кажется, что в этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти. Гольбейн даже отказывается от традиционного изображения в сцене рыдающих спутников Иисуса, чего не сделал даже Мантенья.
         Ощущение «окончательности смерти» и могильного холода художник создает не только за счет феноменально натуралистического изображения тела, уже тронутого тлением, но также и с помощью особого формата картины, действительно напоминающего гроб. Вероятно, именно таким и был замысел художника, поскольку фоном для ног Иисуса является каменная стенка гроба
         Иногда утверждается, что Гольбейн вообще был атеистом, а его «Мертвый Христос» является своего рода декларацией безбожия. Косвенно это подтверждает и тот факт, что художник не отметил голову Иисуса хотя бы минимально заметным нимбом (у Мантеньи едва различимый нимб над головой Христа все-таки присутствует). Но есть и другое мнение, согласно которому именно в «униженности тела Христа, которой мастер так назойливо «колет глаз» зрителю, и сокрыто чудо  Его Воскресения».
         Вообще, уровень мастерства, с которым выписаны все детали мертвого тела: мышцы, ребра, кости, суставы, кожа, а также натуралистически достоверные раны от гвоздей на руках и ногах и  от копья римского легионера на груди, просто не может не восхищать. «Мертвый Христос» Гольбейна еще один однозначный ответ на вопрос «Может ли быть ужасным и уродливым великое произведение искусства?»
         В 1867 году на выставке в Базеле «Мертвого Христа в гробу» увидел Фёдор Достоевский. По свидетельству его жены Анны Григорьевны, писатель был потрясен тем, как на ней был изображён Христос:
     «…Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии…»
        Позднее Достоевский использовал своё впечатление от картины в романе «Идиот». Свои мысли он вложил в уста князя Мышкина в следующем диалоге:
      «…- Это копия с Ганса Гольбейна, - сказал князь, успев разглядеть картину, - и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
      - А на эту картину я люблю смотреть! - пробормотал, помолчав, Рогожин.
      - На эту картину! - вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, - на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
      - Пропадает и то, - неожиданно подтвердил вдруг Рогожин…»
         А может и не пропадет вера. Ведь скорее всего, Гольбейн действительно хотел нам рассказать о том, что и такая страшная смерть может быть побеждена горячей и истинной верой…

         Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments