Часть 2. Ганс Гольбейн Младший. Мертвый Христос в гробу. 1521 (1522?)

Швейцарцы считают, что в их стране хранится только два великих произведения искусства, написанные их земляками – «Восстание иенских студентов» Фердинанда Ходлера и «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего.
Гольбейн создал свой вариант «Мертвого Христа» в 1521 или 22 году. Традиционной датой считается более ранняя, поскольку именно она была приведена в описи картин художника, составленной еще в 1586 году. Однако, недавнее исследование работы в рентгеновских лучах выявило в датировке, обозначенной на холсте римскими цифрами (MDXXI) еще одну

Если пятидесятилетний Андреа Мантенья писал своего «Мертвого Христа» в тяжелый период своей жизни, омраченный горестями и потерями, то у Ганса Гольбейна, которому в то время было чуть больше двадцати лет, это было время удачное и вполне счастливое. Гольбейн как раз обосновался в Базеле, довольно быстро приобрел там репутацию превосходного художника и особенно портретиста, начал получать регулярные заказы на выполнение и алтарных образов, и настенных росписей, и портретов, и витражей и даже книжных иллюстраций. В 1519 году он вступил в

Впрочем, за несколько лет до этого и в жизни Ганса Гольбейна случилась трагедия – умер его брат Амброзиус, который был тремя годам старше Ганса, и по свидетельству всех его знавших, отличался феноменальными художественными способностями.
Почему Гольбейн взялся за такой сюжет, и почему картина получилась такой необычной и не имеющей аналогов в мировом искусстве, остаётся настоящей загадкой.
«Мертвый Христос в гробу» написан на узкой и длинной полосе холста, имеющей размеры 30,5х200 см. Иногда предполагается, что это полотно могло быть частью алтаря, но никаких документально подтвержденных сведений, о том, что Гольбейн выполнял подобный комплексный заказ в соответствующем году, нет. И по-моему, невозможно представить часть алтаря, который как правило, представлял собой несколько вертикально ориентированных фрагментов, которая бы была во-первых горизонтальной, а во-вторых такой длинной. Так что в настоящее время большинство исследователей склоняются к версии, что это все-таки было самостоятельной произведение искусства.
Можно было бы предположить, что Гольбейн таким образом трансформировал идею плащаницы, но в таком случае это была бы действительно очень смелая идея. Традиционно на плащаницах Христос изображается в полный рост, но анфас, это как бы портрет лежащего человека сверху. Гольбейн же пишет тело лежащего в профиль.
Как Гольбейн работал над «Мертвым Христом» также неизвестно. Сохранилась, правда, информация, что его моделью послужил покойник, выловленный в Рейне.
И современники, и позднейшие исследователи сходятся в том, что замысел, реализованный Гольбейном был по-

Ощущение «окончательности смерти» и могильного холода художник создает не только за счет феноменально натуралистического изображения тела, уже тронутого тлением, но также и с помощью особого формата картины, действительно напоминающего гроб. Вероятно, именно таким и был замысел художника, поскольку фоном для ног Иисуса является каменная стенка гроба
Иногда утверждается, что Гольбейн вообще был атеистом, а его «Мертвый Христос» является своего рода декларацией безбожия. Косвенно это подтверждает и тот факт, что художник не отметил голову Иисуса хотя бы минимально заметным нимбом (у Мантеньи едва различимый нимб над головой Христа все-таки присутствует). Но есть и другое мнение, согласно которому именно в «униженности тела Христа, которой мастер так назойливо «колет глаз» зрителю, и сокрыто чудо Его Воскресения».
Вообще, уровень мастерства, с которым выписаны все детали мертвого тела: мышцы, ребра, кости, суставы, кожа, а также натуралистически достоверные раны от гвоздей на руках и ногах и от копья римского легионера на груди, просто не может не восхищать. «Мертвый Христос» Гольбейна еще один однозначный ответ на вопрос «Может ли быть ужасным и уродливым великое произведение искусства?»
В 1867 году на выставке в Базеле «Мертвого Христа в гробу» увидел Фёдор Достоевский. По свидетельству его жены Анны Григорьевны, писатель был потрясен тем, как на ней был изображён Христос:

Позднее Достоевский использовал своё впечатление от картины в романе «Идиот». Свои мысли он вложил в уста князя Мышкина в следующем диалоге:
«…- Это копия с Ганса Гольбейна, - сказал князь, успев разглядеть картину, - и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
- А на эту картину я люблю смотреть! - пробормотал, помолчав, Рогожин.
- На эту картину! - вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, - на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!
- Пропадает и то, - неожиданно подтвердил вдруг Рогожин…»
А может и не пропадет вера. Ведь скорее всего, Гольбейн действительно хотел нам рассказать о том, что и такая страшная смерть может быть побеждена горячей и истинной верой…
Продолжение следует…