nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: АВТОПОРТРЕТ

СЕЛФИ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ:
ЗАЧЕМ ИМ-ТО ЭТО НУЖНО?

                   

          Автопортрет всегда считался особым жанром в искусстве портретиста. И появился он как особый вид портрета только тогда, когда художник стал осознавать себя творцом, и задумался о своем предназначении и о своем месте в этом мире.
        Особенно жанр автопортрета начинает развиваться в эпоху Возрождения. Это связано не только с изменением в самосознании художника, но еще и с тем, что для того, чтобы нарисовать себя, нужно зеркало или система зеркал, а массовое производство этого столь обычного для нас предмета из стекла началось в Европе только в 13-14 веках.
          Но писали автопортреты, разумеется, далеко не все художники. В мире искусства существует деление по жанрам, и те, кто начинает профессионально специализироваться, например, на пейзажах или натюрмортах, как правило, не имеют желания писать себя, поскольку они вообще не пишут никаких портретов. Возможно, у таких художников остаются только автопортретные наброски времен их ученичества, когда они осваивали разные стороны мастерства живописца, в том числе и портрет, а самой доступной моделью для них были они сами.
          Некоторые художники, напротив, пишут свои автопортреты всю свою жизнь, и мы можем проследить, как безбородый юноша превращается сначала в мужчину с самом расцвете сил, а потом и в дряхлого старца со взглядом философа. Самым заметным явлением такого рода можно считать автопортреты Рембрандта.

                  


                 

          Но если смотреть на проблему автопортрета шире, то ведь художник самовыражается и занимается самопознанием, не только изображая свое лицо. Все его творчество – это его автопортрет, поскольку оно отражает его взгляды на самые разные явления, и, соответственно, более всего проявляет его личность. Так что, для того, чтобы понять художника, не обязательно увидеть его лицо, но нужно обязательно увидеть и познать его творчество.

           

          Жанр автопортрета считается одним из самых сложных и самых интересных в живописи. И поэтому не удивительно, что в одном из самых известных в мире художественных музеев – галерее Уффици во Флоренции еще в 17 веке начали собирать отдельную коллекцию автопортретов художников, которая постепенно превратилась в целое огромное собрание.
Начало этой коллекции положил кардинал Леопольдо Медичи, когда приобрел большую часть собрания автопортретов римской Академии Святого Луки, а затем начал покупать автопортреты современников. В 18 веке герцог Пьетро-Леопольдо приобрел соответствующее собрание аббата Пацци. Кроме того, сами художники начали по собственной инициативе присылать свои автопортреты в Уффици, или, что было гораздо престижнее, получали заказ от галереи на их написание. Это обозначало высшую оценку их творчества.
          Кроме итальянских мастеров, некоторые из которых, действительно получили мировое признание, а некоторые оказались прочно забыты, в галерее можно увидеть и автопортреты многих наиболее значительных европейских художников, там представлены, например, Дюрер, Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Буше.

                 

          Из русских художников заказы на автопортреты получили всего пятеро, и выбор итальянцев нас может удивить. Первым был Орест Кипренский (1782 – 1836), который представил свой автопортрет в галерею в 1819 году. Это понятно, поскольку он долгое время жил и работал в Италии и, вероятно, итальянцы по достоинству оценили его редкостное художественное дарование.
        Следующим был Карл Брюллов (1799 – 1852), тоже хорошо известный в Италии. Он получил заказ в 1831 году, но свой автопортрет так и не закончил.
          Далее заказы на автопортреты получили Иван Айвазовский (1817 – 1900) в 1873 году, который со своими морскими пейзажами был к тому времени звездой международного значения, и, возможно, неожиданно, Борис Кустодиев (1878 – 1927) в 1912 году. Впрочем, Кустодиев тоже некоторое время жил за границей, довольно много выставлялся на европейских выставках и даже был членом некоторых международных художественных объединений.

                   

          Из всех русских и советских художников 20 века чести быть представленным в галерее автопортретов Уффици удостоился единственный мастер – Виктор Иванов в 1972 году. Виктор Иванов (род.1924) – представитель так называемого «сурового стиля», он писал много картин на темы из жизни советской деревни, а также портреты и пейзажи.

             
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments