nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ТРИ МЕРТВЫХ ХРИСТА

Часть 3.Аннибале Карраччи. Мертвый Христос с орудиями страстей. 1583

         Нет никаких доказательств того, что Ганс Гольбейн Младший мог каким-то образом увидеть «Мертвого Христа» Андреа Мантеньи (он вообще никогда не бывал в Италии), но вот примерно сто лет спустя соотечественник Мантеньи Аннибале Карраччи бросил вызов своему предшественнику и написал картину «Мертвый Христос с орудиями страстей», намереваясь если не превзойти, великого мастера эпохи Возрождения, то по крайней мере продемонстрировать не менее высокий уровень владения художественным ремеслом.
         Известно, что «Мертвый Христос» был одной из самых ранних работ Карраччи. Картина датируется приблизительно 1582 годом, и относится к периоду если не ученичества, то первых самостоятельных художественных опытов художника. Первая точно датированная картина Карраччи, «Распятие с Богоматерью и святыми», выполненная для церкви Санта Мария деллаКарита в Болонье относится к 1583 году. Известно также, что в начале 1580-х годов Аннибале путешествовал по Италии, так что в принципе, он мог побывать в Мантуе и увидеть там или подлинного «Мертвого Христа» Мантеньи, или же копию, снятую с картины, которая была весьма знаменита.
         Во всяком случае, композиционная связь двух картин всегда представлялась очевидной для исследователей. Возможно, что начинающий художник выполнил эту работу как своего рода упражнение в технике ракурса, и именно потому использовал в качестве образца одну из самых известных и сложных работ с соответствующейкомпозицией.Есть версия, что художественный эксперимент был связан с исследованиями Карраччи, проводившимися в Академии дельи Инкамминати, то есть в художественной школе, созданной самим Аннибале, его братом Агостино и кузеном Лодовико в те же годы, когда была написана картина. И, наконец, можно предположить, что молодой и дерзкий АннибалеКаррачи решил бросить вызов признанному шедевру
прошлого и доказать, что он может написать картину ничуть не хуже, чем его знаменитый предшественник.
       Христос у Карраччи представлен лежащим на плащанице в окружении орудий Страстей Господних, размещенных на переднем плане по обе стороны от мертвого тела. Слева мы видим клещи и два грубых гвоздя, а справа – терновый венок.
          Мертвый Иисус изображён в еще более смелом ракурсе, чем уМантеньи. Карраччи не только помещает на переднем плане ноги Христа. Художник отказывается от изображения плакальщиц (впрочем,то же самое сделал еще шестьдесят лет назад Гольбейн), а также несколько смещает тело Христа вбок. Это решение дает возможность более реалистично представить торс фигуры и использовать всю площадь холста, преодолев тем самым некоторую скованность композиции Мантеньи. К тому же такой вариант размещения тела Иисуса подчеркивает пластичность его обмякшего неживого тела.
          Вообще, если и у Мантеньи, и особенно у Гольбейна, тело Христа уже находится в стадии разложения, то у Карраччи складывается впечатление, что тело Иисуса только что было снято с креста. Его многочисленные раны еще не закрылись, из них течет кровь. Лицо Иисуса у Карраччи не столь безупречно красиво, как у Иисуса Мантеньи, скорее, это лицо обычного человека, искаженное смертной мукой. И любопытно, что в картине опять отсутствует нимб над головой Иисуса. Очевидно, что с начала 16 века художников стала гораздо больше привлекать именно земная, человеческая сторона личности Иисуса. Только орудия Страстей указывают на то, что перед нами не казненный преступник, а Господь, претерпевший страдания во имя искупления грехов человечества.
          Карраччи действительно продемонстрировал мастерское владение перспективой. И при этом он практически отказался от использованной Мантеньейперцептивной (визуальной) перспективы, заменив ее более естественным смещением тела Иисуса вбок. Но при этом монументальность образа, созданногоМантеньей, была потеряна, и, соответственно изменилась и общая концепция композиции. Но художник решал уже иные задачи, да и время уже было другие.
          Аннибале Карраччи безусловно продемонстрировал свое потрясающе профессиональное мастерство, а также редкое для живописца умение малыми средствами выразить многое.
          Три «Мертвых Христа» трех великих европейских художников получились совсем разными, и при этом каждый по-своему выразил главную идею Евангелия, о том, как возможно совмещение земного и божественного в одной личности, в личности богочеловека.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments