nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР. ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЕНСКИХ СТУДЕНТОВ В 1813 ГОДУ. 1909

         Должна покаяться. В посте о «Мертвом Христе» Гольбейна я упомянула о втором гениальном швейцарском произведении, принадлежавшем кисти художника Фердинанда Ходлера, которое превыше прочих почитают его земляки. Увы, я положилась на свою память и переврала два важнейших факта, касательно картины Ходлера. Во-первых, ее точное название – «Выступление иенских студентов в 1813 году» (а не вовсе не «Восстание иенских студентов»). А во-вторых, несмотря на почитание этой картины в Швейцарии, она хранится в Германии, в университете города Иены (что вполне логично, хотя и жутко расстраивает швейцарцев).
         Итак, история «Выступления иенских студентов», оказалась довольно любопытной и драматичной, но самое главное в картине – это ее композиционное решение, абсолютно новаторское и необычное, которое стало образцом для очень многих монументальных работ художников 20 века.
         Картину, посвященную патриотическому порыву иенских студентов во время национально-освободительного движения Германии против Наполеона, Фердинанду Ходлеру заказал Иенский университет. Когда в 1909 году полотно доставили заказчикам в Иену, то все в городе восприняли это произведение с полным восторгом.
Но всеобщее восхищение длилось недолго. Через пять лет, в 1914 году началась первая мировая война. Германия произвела варварскую бомбардировку собора в Реймсе, и в ответ на этот акт вандализма швейцарская газете “Tribune de Genève” поместила письмо протеста, подписанное самыми известными деятелями культуры  и науки. Среди них была и подпись Ходлера. Сразу после этого, он стал врагом немецкой нации, его заклеймили как «предателя», «недостойного швейцарца» и «врага Швейцарии».
          На волне этих высказываний ректор иенского университета Эрнест Геккель предложил продать «Выступление студентов», а вырученные деньги раздать инвалидам войны или передать на иные военные нужды. До этого, правда, дело не дошло, и картину просто забили досками. Ее вновь раскрыли  только в 1919 году, когда после поражения в войне патриотический пыл у немцев несколько поубавился.
Итак, начав работу над заказом Иенского университета, Фердинанд Ходлер обратился к принципу повторности, который считал основополагающим для монументальной живописи. Он полагал, что повторяемость элементов в произведении помогает усилить производимое им впечатление:
          «…Если предмет приятен, то повторность умножает его прелесть, если он выражает печать и страдание, то она усиливает грустное чувство. Если материал отвратителен или уродлив, то повторность сделает его невыносимым…»
Этот принцип полностью воплощен в верхней части картины, где художник размещает шесть почти идентичных групп вооруженных людей. Их фигуры, словно замершие во время марша, одновременно и статичны, и как будто передают какое-то массовое поступательное движение не конкретных людей, но некоей человеческой общности.
          Кроме повторяемости элементов, Ходлер считал очень важным для монументальной живописи принцип симметричности, что также прекрасно видно на примере «Выступления студентов». Художник четко делит полотно пополам, причем по горизонтали. На картине практически отсутствует глубина заднего плана, фигуры персонажей похожи скульптурный фриз, к тому же практически отсутствуют индивидуальные характеристики героев.
          Нижнюю часть полотна художник делит еще и вертикально пополам, причем в каждой половине присутствуют три человеческие фигуры (из них по одной с каждой стороны частично скрыты за корпусами лошадей) и две лошади.
В последний период творчества (к которому относится и «Выступление иенских студентов») Ходлер считал, что в подобных монументальных композициях исключительно важная роль должна принадлежать контуру и линии:
«…контур человеческого тела зависит от движения, он сам по себе есть элемент прекрасного»
          В полной мере он использовал выразительные свойства контура для изображения не только шагающих фигур в верхней части картины, но также и показывая динамику фигур персонажей, готовящихся оседлать лошадей, в нижней части работы. Ходлер подчеркивает контурность изображений, облачая своих персонажей в черные одеяния. Ему удается сделать героев одновременно статичными и динамичными, как будто они артисты балета, фиксирующие свои движения, для того, чтобы подчеркнуть их значение.
          Картина практически монохромна, построена на контрасте черного и белого. Два более ярких пятна – это лошади рыжей масти, которые немного разбивают жесткую колористическую структуры работы.
В «Выступлении иенских студентов» Ходлер действительно создает идеальное монументальное произведение, где нет личностей и индивидуальностей,  есть некая человеческая общность, где отсутствует конкретное событие, но есть глобальный исторический процесс.
          P.S. Вероятно, многие вспомнят «Оборону Петрограда» Александра Дейнеки, где художник использовал/скопировал точно такую же композицию, при этом добавив в работу некоторую сюжетность и драматизм. 
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments