nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

АНЬОЛО БРОНЗИНО. АЛЛЕГОРИЯ С ВЕНЕРОЙ И АМУРОМ

         «…Написал он также картину необычайной красоты, которая была послана во Францию королю Франции, на которой была изображена обнаженная Венера с целующим ее Купидоном и в окружении с одной стороны олицетворений Наслаждения и Игры, сопутствующих другими амурами, а с другой – Обмана и Ревности и прочих любовных страстей…»
         Так писал об этой работе своего хорошего знакомого Аньоло Бронзино Джорджо Вазари. Козимо I Медичи, правитель Флоренции, в 1546 году решил послать подарок своему наихристианнейшему брату Франциску I, королю Франции, и для этой цели заказал придворному художнику Аньоло ди Козимо ди Мариано, представителю маньеризма, более известному как Бронзино, написать картину на аллегорический сюжет. Впрочем, иногда утверждается, что заказчиком полотна мог быть Франческа Сальвиати, супруга Оттавиано
Медичи и мать папы Льва XI.
         Композиция, которую исполнил Бронзино, до настоящего времени вызывает большие вопросы у искусствоведов и зрителей. Даже ее название, которое сейчас более известно как «Аллегория с Венерой и Амуром» иногда обозначается как «Триумф Венеры» или «Венера, Купидон, Безрассудство и Время». Ясно только одно: то, что эта аллегория отражает сложные хитросплетения неких любовных проблем и отношений, и что она более чем насыщена эротизмом.
          Итак, в центре произведения мы видим обнаженную Венеру с модно уложенными волосами, в которые вплетены жемчужные нити, закрепленные диадемой. Диадему венчает золотая фигурка, вероятно, обозначающая ее же. Эта диадема – единственное, что надето на Венеру. Тело богини идеально прекрасное и юное, почти девственное (не скажешь, что она вообще когда-нибудь рожала), полностью отвечает идеалам красоты соответствующего столетия. В правой руке у Венеры находится золотое яблоко, напоминающее о Суде Париса, когда богиня любви была признана прекраснейшей из греческих богинь. В ее левой руке – стрела из колчана Амура. Предполагается, что яблоко является в данном случае символом любви и соблазна, а стрела может обозначать любовный поиск (Венера словно раздумывает в чье сердце ее направить). Традиционно этот центральный образ картины трактуется как  аллегория Любви, сопутствующей Красоте.
         Рядом с Венерой находится Амур, ее сын и бог Любви. Он обнимает свою мать, одной рукой держит ее за грудь, другой треплет ее волосы, словно стараясь нарушить идеально уложенную прическу, и одновременно весьма чувственно целует ее в губы. Их отношения, если судить по картине, трудно назвать родственными, скорее они похожи на любовников. Тем более, что, нарушив сложившуюся традицию, Бронзино изображает Амура не пухлым младенцем, а подростком или даже юношей. Амур опирается коленями на розовую подушку, отделанную золотом, через плечо у него висит колчан, из которого Венера, видимо, достала одну из стрел. Подушка символизирует Страстное Желание. В самом углу картины, под пятóй Купидона изображен голубь из той стаи, которую часто впрягают в повозку Венеры. Голубь в композиции с Венерой обычно является символом Распутства.
         Объятия Венеры и ее сына казались зрителям столь натуралистически чувственными, что один из ее владельцев даже поручил некоему второразрядному художнику прикрыть чресла Амура виноградными лозами, а бедра Венеры – драпировкой. В таком виде картина просуществовала вплоть до 1958 года, когда позднейшие добавления были убраны в процессе реставрации.
         Третий из центральных персонажей – кудрявый смеющийся маленький мальчик-путто (это точно путто, поскольку у него нет крыльев и он сопровождает Эрота-Амура), держащий в руках, поднятых вверх, розовые бутоны, которыми он осыпает Венеру и Амура. По традиции считается, что он символизирует Безрассудное Наслаждение. В его босые ноги, одна из которых украшена золотым браслетом, впиваются шипы. Между ногами путто и Венеры лежат две маски, юноши и зрелого мужчины. Маски могут обозначать Порок, Ложь или Ночь, дающую укрытие Пороку.
         В правом верхнем углу картины находится изображение лысого и бородатого старца, которого принято считать Хроносом (или Временем), поскольку на его плече находятся песочные часы. Он вместе с персонажем из левого верхнего  угла держит роскошное синее полотно, на фоне которого разворачивается действо между Венерой и Амуром. Искусствоведы так и не смогли однозначно истолковать жест правой руки Хроноса, с силой развернутой вправо. Иногда предполагается, что он обозначает сопротивление попытке фигуры в левом верхнем углу картины помешать Венере и Амуру вступить в кровосмесительную связьс помощью синего занавеса, разделяющего фигуры на заднем и переднем планах. Возможно, Хронос не дает опуститься покрывалу, словно утверждая: «Всему свой срок» или «Время быстротечно и вы не знаете, когда всё может закончиться».
         Следующую фигуру в правой части картины, которая выглядывает из-за плеча путто, определяют как Удовольствие или Обман. Она считается Химерой, в которой сочетаются прекрасное, но застывшее как маска, лицо и пустые глаза, звериные лапы и змеиный хвост с ядовитым жалом (вообще-то Химера была «лев головою, задом дракон и коза серединой»). При этом в руках она держит медовые соты, традиционый атрибут Амура, которые протягивает в сторону Венеры.
         В левой части картины находятся еще двое не менее странных персонажей. Фигуру, держащую драпировку и противостоящую Хроносу, принято считать Забвением. Его лицо, изображеное в профиль, похоже на маску с отсутствующими глазами, оно как бы перекликается с двумя настоящими масками, лежащими в правом нижнем углу у ног Венеры.
          Женский персонаж, расположенный под крылом Амура, скорчившийся от душевной и физической муки и рвущий на себе волосы, еще Вазари определил как олицетворение Ревности, хотя позднее ей приписывались самые разные значения, вплоть до наглядного воплощения разрушительных последствий сифилиса как итогаслучайного полового акта. Но все-таки более логичным представляется, что она означает аллегорию телесных и душевных мук, сопутствующих чувственной любви.
          Композиция картины, плотно заполненной персонажами, строится на контрапунктах жестов противостоящих друг другу персонажей, а наибольшее внимание художник уделяет проработке лиц и мимики. Фигуры Амура, Венеры и путто составляют характерную для маньеризма «figura serpentinata», то есть композицию, в которой автор с целью достижения лёгкости или динамики придает изображаемому человеку форму спиралевидного скручивания.
        Бронзино максимально приближает сцену к зрителю, его композиция абсолютно лишена глубины и исключительно холодна, то есть очень жестко выстроена. Есть даже версия, что Бронзино, который делал также и эскизы для мастерской гобеленов Козимо Медичи, мог выполнить и эту работу в качестве подготовительной для ныне утраченного гобелена.
          Особое внимание художник уделил изображению великолепной синей драпировки, составляющей фон для центральных персонажей. Драпировка была написана ультрамарином, самой дорогой краской, существовавшей в то время. Дело в том, что ультрамарин получали из ляпис-лазури, ценнейшего минерала, который доставляли в Европу из Афганистана. Он стоил в несколько раз дороже золота. Разумеется, краску оплатил Козимо Медичи, который и настоял на такой воистину королевской расточительности, поскольку подарок предназначался для одного из самых могущественных государей Европы. Глубокий синий фон драпировки прекрасно контрастирует с жемчужно-белыми телами основных персонажей картины.
          Надо полагать, известному сластолюбцу Франциску I подарок пришелся по вкусу и скрасил последние месяцы его жизни. Картина находилась в Франции до начала 19 века, когда Наполеон зачем-то приказал перевезти ее в Вену. Там в 1813 году «Аллегория с Венерой и Амуром» была приобретена у графа Франца Венцеля Кауница для коллекции Иоганна Кеглевица. С 1860 года полотно находилось в Лондоне, а в настоящее время оно принадлежит собранию Лондонской национальной галереи.
Что же касается смысла аллегории, созданной Бронзино, то скорее всего, он постарался представить в ней разные аспекты любовных отношений и, возможно, даже предупредить неосторожных и неразумных любовников об опасностях, подстерегающих их на пути в царство любвеобильной богини.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments