СИМОН УШАКОВ (1626 – 1686)
Симон Ушаков, или, как его именовали в официальных документах Пимен Федоров сын, попал в Оружейную палату, когда ему было 22 года, вернее, сначала он стал жалованным мастером в так называемой Серебряной палате при Оружейном приказе, а затем, в 1664 - уже в саму Оружейную. В середине 17 века царская Оружейная палата была своего рода академией художеств, где работали по царским заказам лучшие мастера, художники и ремесленники со всей страны.
Боярин Б.М.Хитрово, руководивший Оружейной палатой в те годы, особо выделял среди прочих мастеров Симона Ушакова, как очень талантливого художника. Ушаков принимал участие практически во всех крупных художественных проектах той эпохи. Он руководил поновлением икон и наружных фресок Успенского собора Московского Кремля, расписывал царские двери в церкви Евдокии на царском дворе, осуществлял общий надзор за работами по росписи Архангельского собора.
Но больше всего Симон Ушаков прославился как иконописец. Он исполнил несколько очень известных икон, таких, как «Древо Московского Государства – Похвала Богоматери Владимирской» (для храма Троицы в Никитниках), «Спас Нерукотворный», «Благовещение с акафистом» (для того же храма) и т.д.
О жизни Симона Ушакова уже известно гораздо больше, чем о его предшественниках, иконописцах более раннего времени. Он происходил из посадской семьи, где многие представители были священнослужителями, и сам был глубоко верующим человеком. Поскольку в Оружейный приказ его приняли в достаточно молодом возрасте, логично предположить что уже до этого он прошел хорошую художественную подготовку в одной из иконописных мастерских скорее всего при монастыре. Ушаков был женат и жил с семьей в небольшом доме недалеко от церкви Троицы в Никитниках, а затем в 1668 году по его просьбе ему передали большой двор на Посольской улице, который через четыре года отнял у него царский тесть боярин Нарышкин. А Ушаков намеревался открыть в своем новом доме большую мастерскую и школу живописи. К сожалению, каприз царского родственника не позволил художнику осуществить свою мечту, нового жилья он так и не получил, и дела его семьи пришли в упадок.
Известно также, что в середине 1660-х годов за гравюру «Семь смертных грехов», которую он скопировал с иллюстрации книги Игнасия Лойолы «Духовные упражнения», Ушаков попал в опалу и сослан в монастырь, где провел два года, после чего смог вернуться в Москву и вновь занять свое место «художественного руководителя» Оружейной палаты. Всего он проработал в Оружейной палате более шестнадцати лет.
Симон Ушаков стал провозвестником новых живописных принципов, его иконы по технике исполнения приближались к нормальным картинам. Художник разрушал основы древних иконописных канонов, но зато отстаивал принципы реалистической живописи. К тому же Ушаков уже был не только иконописцем, известно, что он писал портреты, в частности работал над портретами царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, а также включал портреты в композицию икон (например, портреты царя и царицы в иконе «Насаждение древа государства Российского»).