nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ФРАНС ХАЛС. МАЛЛЕ БАББЕ

         Кто не знает Малле Баббе, харлемскую ведьму и содержательницу одного из питейных заведений? Ту самую, на плече которой всегда сидит сова, чей рот вечно растянут в глумливой ухмылке, а сама она в любой момент готова расхохотаться над непристойной шуточкой или грубым комплиментом В начале 17 века ее знали абсолютно все в Харлеме и его окрестностях (особенно посетители ее харчевни) а после того, как ее портрет написал Франс Халс, ее узнали и все те, кто видел эту картину. Долгое время считалось, что Халс написал некий обобщённый образ типичной содержательницы городской харчевни, любительницы грубых развлечений и пьяницы, но затем выяснилось, что в 1653 году женщина с этим прозвищем (Малле на голландском языке значит «сумасшедший») была помещена в  исправительный дом в Харлеме. Так что Халс, великий портретист, действительно написал портрет реального человека, с которым он, вероятно, был хорошо знаком (к тому же он был завсегдатаем харлемских пивных).
         Итак, картина Франса Халса, которую сейчас принято называть «Малле Баббе», была написана приблизительно между 1633 и 1635 годами. Иногда ее название ошибочно указывали как «Хилле Боббе» или «Ведьма из Харлема». На холсте мы видим изображение улыбающейся, довольно обаятельной, хотя и грубоватой женщины с красным от постоянных возлияний лицом, сидящей за столом. Ее лицо повернуто вправо, так что у зрителя складывается ощущение, что героиня либо говорит с кем-то, кто находится справа вне холста, либо смеется над чем-то, что там происходит. Правой рукой онадержит оловянную пивную кружку с открытой крышкой, а на ее левом плече сидит сова. Специалисты отмечают, что простонародная одежда Малле Баббе, ее белый чепец и плоеный воротник на темном платье точно соответствует харлемской моде начала 1630-х годов.
         Халс строит композицию полотна справа налево и сверху вниз. Верхней точкой является фигура совы, которая уравновешивается внизу слева пивной кружкой. Сова и ее хозяйка смотрят в разные стороны, что придает всей сцене дополнительную динамику. Сова написана довольно небрежно, несколькими энергичными мазками, но при этом птица вполне узнаваема. С одной стороны, сова воспринимается как типичный атрибут, сопровождающий ведьму, что соответствует прозвищу героини.     Но с другой стороны, существует голландская пословица «пьяная как сова», так что образ совы вполне может сопутствовать типичной сцене в таверне.
          Вообще, в традиционной системе символов сова является персонифицированным образом Ночи или Сна, а также постоянной спутницей богини Минервы. Возможно, Халс, отличавшийся специфическим чувством юмора, вполне осознанно сопоставил харлемскую ведьму и античную богиню мудрости.
Современники утверждали, что Малле Баббе отличал демонический смех, поэтому художник и уделил такое большое внимание изображение лица героини. Ее лицо выглядит исключительно живым. Халс пишет его точными и быстрыми движениями кисти, особо отмечая рот и тень под нижней губой. Открытый рот героини, ее зубы и десны написаны короткими уверенными мазками.           Фактуру белого воротника художник передает скупыми вертикальными и диагональными мазками, нанесенными поверх бледно-розового нижнего слоя краски.
Современники вообще восхищались тем, как живо и реалистично Халс умудряется изображать своих героев:
          «…Его картины настолько мощно и жизненно, что, кажется, кисть художника бросает вызов самой Природе. С особенной яркостью проявляется это в портретах – изображенные на них люди выглядят живыми, и каждую минуту ждешь, что они начнут дышать и разговаривать…»
          Совершенно замечательно написана оловянная пивная кружка. Чтобы передать ее объем и световые блики на ее поверхности, Халс использует легкие мазки белил и тонкие черные линии, нанесенные поверх основной серо-голубой краски. Для художника вообще типично исключительно свободное обращение с краской, и манера, в который выполнен портрет городской ведьмы, мало чем отличается от его стиля в более официозных заказных портретах.
         «Малле Баббе» восхищала зрителей и специалистов еще при жизни Халса. А коллег по цеху поражала смелость художника, который не побоялся изобразить в достаточно привлекательном виде представительницу маргинального слоя общества. Картину несколько раз копировали. Ее фанатом был, например, Гюстав Курбе, который также выполнил ее копию, когда в 1869 году посетил Мюнхен, где она в то время хранилась.
         P.S. Исследования в архивах муниципалитета Харлема показали, что Малле Баббе на самом деле звали Барбара Клас. Она была включена в список пациентов местной лечебницы под названием Het Dolhuys, расположенной за городскими стенами и предназначенной для людей, представляющих опасность для себя самих или общества (короче, психиатрическая лечебница). С 1642 года в этом заведении находится психически больной Питер Халс, сын Франса Халса, из чего можно сделать вывод, что художник навещавший сына в лечебнице мог встречаться там и с Малле Баббе. Другие подробности ее биографии по документам не прослеживаются, однако известно, что умерла она в 1663 году, вероятно уже в достаточно преклонном возрасте.
Tags: анализ, портрет, художники
Subscribe

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Аиссе Часть 3. Современники всегда отмечали, что граф де Ферриоль был весьма своеобразной личностью, человеком,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments