
Кто не знает Малле Баббе, харлемскую ведьму и содержательницу одного из питейных заведений? Ту самую, на плече которой всегда сидит сова, чей рот вечно растянут в глумливой ухмылке, а сама она в любой момент готова расхохотаться над непристойной шуточкой или грубым комплиментом В начале 17 века ее знали абсолютно все в Харлеме и его окрестностях (особенно посетители ее харчевни) а после того, как ее портрет написал Франс Халс, ее узнали и все те, кто видел эту картину. Долгое время считалось, что Халс написал некий обобщённый образ типичной содержательницы городской харчевни, любительницы грубых развлечений и пьяницы, но затем выяснилось, что в 1653 году женщина с этим прозвищем (Малле на голландском языке значит «сумасшедший») была помещена в исправительный дом в Харлеме. Так что Халс, великий портретист, действительно написал портрет реального человека, с которым он, вероятно, был хорошо знаком (к тому же он был завсегдатаем харлемских пивных).
Итак, картина Франса Халса, которую сейчас принято называть «Малле Баббе», была написана приблизительно между 1633 и 1635 годами. Иногда ее название ошибочно указывали как «Хилле Боббе» или «Ведьма из Харлема». На холсте мы видим изображение улыбающейся, довольно обаятельной, хотя и грубоватой женщины с красным от постоянных возлияний лицом, сидящей за столом. Ее лицо повернуто вправо, так что у зрителя складывается ощущение, что героиня либо говорит с кем-то, кто находится справа вне холста, либо смеется над чем-то, что там происходит. Правой рукой онадержит оловянную пивную кружку с открытой крышкой, а на ее левом плече сидит сова. Специалисты отмечают, что простонародная одежда Малле Баббе,

Халс строит композицию полотна справа налево и сверху вниз. Верхней точкой является фигура совы, которая уравновешивается внизу слева пивной кружкой. Сова и ее хозяйка смотрят в разные стороны, что придает всей сцене дополнительную динамику. Сова написана довольно небрежно, несколькими энергичными мазками, но при этом птица вполне узнаваема. С одной стороны, сова воспринимается как типичный атрибут, сопровождающий ведьму, что соответствует прозвищу героини. Но с другой стороны, существует голландская пословица «пьяная как сова», так что образ совы вполне может сопутствовать типичной сцене в таверне.
Вообще, в традиционной системе символов сова является персонифицированным образом Ночи или Сна, а также постоянной спутницей богини Минервы. Возможно, Халс, отличавшийся специфическим чувством юмора, вполне осознанно сопоставил харлемскую ведьму и античную богиню мудрости.
Современники утверждали, что Малле Баббе отличал демонический смех, поэтому художник и уделил такое большое внимание изображение лица героини. Ее лицо выглядит исключительно живым. Халс пишет его точными и быстрыми движениями кисти, особо отмечая рот и тень под нижней губой. Открытый рот героини, ее зубы и десны написаны короткими уверенными мазками. Фактуру белого воротника художник передает скупыми вертикальными и диагональными мазками, нанесенными поверх бледно-розового нижнего слоя краски.
Современники вообще восхищались тем, как живо и реалистично Халс умудряется изображать своих героев:
«…Его картины настолько мощно и жизненно, что, кажется, кисть художника бросает вызов самой Природе. С особенной яркостью проявляется это в портретах – изображенные на них люди выглядят живыми, и каждую минуту ждешь, что они начнут дышать и разговаривать…»
Совершенно замечательно написана оловянная пивная кружка. Чтобы передать ее объем и световые блики на ее поверхности, Халс использует легкие мазки белил и тонкие черные линии, нанесенные поверх основной серо-голубой краски. Для

«Малле Баббе» восхищала зрителей и специалистов еще при жизни Халса. А коллег по цеху поражала смелость художника, который не побоялся изобразить в достаточно привлекательном виде представительницу маргинального слоя общества. Картину несколько раз копировали. Ее фанатом был, например, Гюстав Курбе, который также выполнил ее копию, когда в 1869 году посетил Мюнхен, где она в то время хранилась.
P.S. Исследования в архивах муниципалитета Харлема показали, что Малле Баббе на самом деле
