nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ИСКУССТВО

Часть 1. Архитектура

      Время от времени из недр средств массовой информации выныривает неожиданный общественный интерес к той или иной исторической личности, к тому или иному событию. Не так давно в связи с установкой пресловутого памятника Ивану Грозному в Орле возникла достаточно масштабная дискуссия о личности этого царя, о том, вообще стоит или нет ставить ему памятники.
        На мой взгляд, в истории в принципе невозможно найти белых и пушистых государственных лидеров. Не стоит забывать, что Иван Грозный жил не в наше относительно гуманистическое и толерантное время, а в эпоху, когда его коллеги по цеху государственного управления особым милосердием также не отличались. Достаточно вспомнить Генриха VIII с его несчастными женами и свирепыми дочками, Карла XI с Варфоломеевской ночью и мамочкой от которой всей Европе хотелось держаться подальше, римских пап и испанских королей с кострами святой инквизиции и орденом святого Игнасия Лойолы и прочая, и прочая. Наш Иван Грозный вряд ли будет особо выделяться на этом неполиткорректном фоне.
        Но меня больше всего интересует, что сделал наш грозный царь для русского искусства. Дело в том, что в любые времена основу любого художественного стиля закладывают те, у кого есть для этого финансовые возможности. То есть государство и его правители.
        Иван Васильевич IV появился на свет в 1530 году, и в ознаменование рождения наследника его отец, Василий III заложил храм-памятник в селе Коломенское – знаменитый храм Вознесения, первый из шатровых храмов на Руси.
        В дальнейшем вся эпоха правления Ивана Грозного станет эпохой становления шатрового зодчества на Руси. Строго говоря, никакой особой новации шатровое зодчество в себе не несло, поскольку деревянные шатровые сооружения строились у нас испокон веков. Новым стало удачное перенесение принципов деревянного строительства в каменное сооружение.
        По большому счету шатровые храмы не были особо удобными для церковных служб. В плане они были центрическими, в подобных сооружениях не предполагалось наличие апсиды, а, следовательно, было сложно устроить алтарь и иконостас.
        Храм Вознесения даже не был расписан изнутри, что придавало особое величие внутреннему объему, как бы возносившемуся в небеса в потоках божественного света. Но это было не типично и непонятно для прихожан. Тем более что эти храмы были совсем небольшими по объему и могли вместить очень небольшое количество людей, пришедших на службу.
        Без сомнения, истоки идеи центрического храма проникли в Московию из ренессансной Италии вместе с архитекторами-итальянцами. Так же как и ордерные формы, которые вполне гармонично были использованы при строительстве храма Вознесения в Коломенском в качестве декоративных элементов, членящих внешние архитектурные объемы.
          И не случайно шатровые храмы XVI века заявлялись именно как храмы-памятники. На них нужно было смотреть снаружи.  Одним из новых и принципиально важных элементов храма Вознесения в Коломенском стало так называемое гульбище – крытая галерея, вполне соотносящаяся с открытыми террасами итальянских вилл и дворцов.

Продолжение следует…
       
Subscribe

  • НА ЗЛОБУ ДНЯ

    Франсиско Гойя. Колосс (Паника). 1810 (мои проблемы и мое их восприятие в данный момент) Наверное, у каждого бывают такие периоды…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Жак Оффенбах. Фотография Надара, 1870-е гг. Однажды композитор Жак Оффенбах, пребывая в исключительно дурном настроении, начал…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Иван Айвазовский. Кораблекрушение. 1842 Известный критик Виссарион Белинский со свойственной ему прямотой и искренностью, часто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments