Часть 1. Архитектура
Время от времени из недр средств массовой информации выныривает неожиданный общественный интерес к той или иной исторической личности, к тому или иному событию. Не так давно в связи с установкой пресловутого памятника Ивану Грозному в Орле возникла достаточно масштабная дискуссия о личности этого царя, о том, вообще стоит или нет ставить ему памятники.
На мой взгляд, в истории в принципе невозможно найти белых и пушистых государственных лидеров. Не стоит забывать, что Иван Грозный жил не в наше относительно гуманистическое и толерантное время, а в эпоху, когда его коллеги по цеху государственного управления особым милосердием также не отличались. Достаточно вспомнить Генриха VIII с его несчастными женами и свирепыми дочками, Карла XI с Варфоломеевской ночью и мамочкой от которой всей Европе хотелось держаться подальше, римских пап и испанских королей с кострами святой инквизиции и орденом святого Игнасия Лойолы и прочая, и прочая. Наш Иван Грозный вряд ли будет особо выделяться на этом неполиткорректном фоне.
Но меня больше всего интересует, что сделал наш грозный царь для русского искусства. Дело в том, что в любые времена основу любого художественного стиля закладывают те, у кого есть для этого финансовые возможности. То есть государство и его правители.
Иван Васильевич IV появился на свет в 1530 году, и в ознаменование рождения наследника его отец, Василий III заложил храм-памятник в селе Коломенское – знаменитый храм Вознесения, первый из шатровых храмов на Руси.
В дальнейшем вся эпоха правления Ивана Грозного станет эпохой становления шатрового зодчества на Руси. Строго говоря, никакой особой новации шатровое зодчество в себе не несло, поскольку деревянные шатровые сооружения строились у нас испокон веков. Новым стало удачное перенесение принципов деревянного строительства в каменное сооружение.
По большому счету шатровые храмы не были особо удобными для церковных служб. В плане они были центрическими, в подобных сооружениях не предполагалось наличие апсиды, а, следовательно, было сложно устроить алтарь и иконостас.
Храм Вознесения даже не был расписан изнутри, что придавало особое величие внутреннему объему, как бы возносившемуся в небеса в потоках божественного света. Но это было не типично и непонятно для прихожан. Тем более что эти храмы были совсем небольшими по объему и могли вместить очень небольшое количество людей, пришедших на службу.
Без сомнения, истоки идеи центрического храма проникли в Московию из ренессансной Италии вместе с архитекторами-итальянцами. Так же как и ордерные формы, которые вполне гармонично были использованы при строительстве храма Вознесения в Коломенском в качестве декоративных элементов, членящих внешние архитектурные объемы.
И не случайно шатровые храмы XVI века заявлялись именно как храмы-памятники. На них нужно было смотреть снаружи. Одним из новых и принципиально важных элементов храма Вознесения в Коломенском стало так называемое гульбище – крытая галерея, вполне соотносящаяся с открытыми террасами итальянских вилл и дворцов.
Продолжение следует…