nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

СОФОНИСБА АНГВИССОЛА:
ТАЛАНТЛИВАЯ,  НЕОБЫКНОВЕННАЯ И СЧАСТЛИВАЯ

Часть 2.

         В принципе, СофонисбаАнгвиссола вовсе не собиралась составлять конкуренцию художникам-мужчинам. Изначально предполагалось, что всестороннее интеллектуальное и художественное развитие помогут ей удачно выйти замуж и занять достаточно высокое место в аристократических кругах Ломбардии, а возможно и стать придворной дамой. Вероятно именно об этом изначально и мечтал ее отец.
         Но при этом он оборудовал для Софонисбы и ее сестер прекрасную мастерскую, никогда не скупился для них на расходные материалы, на оплату учителей и образовательных поездок. После путешествия в Рим, в 1558 году СофонисбаАнгвиссола отправилась в новую поездку, на сей раз в Милан. К этому времени ей было уже около тридцати лет, и она считалась признанной и достаточно известной ломбардской художницей. В Милане ее представили герцогу Альба, посланцу испанского короля, и Софонисба написала его портрет.
         Герцог Альба был настолько впечатлён работой художницы, что порекомендовал её испанскому королю Филиппу II. В следующем году Софонисба была приглашена к испанскому двору, что явилось фактически официальным признанием её таланта. Надо полагать, АмилькарАнгвиссола был в восторге, поскольку его дочери предложили стать фрейлиной испанской королевы, и добилась этого Софоносба не через замужество или семейные связи, а лишь своим собственным талантом.
         Я не нашла сведений о том, собирался ли отец выдать Софонисбу замуж до ее поездки в Испанию. Вполне возможно, что он пытался найти ей жениха, но потерпел неудачу, поскольку пристроить свою умную, талантливую, амбициозную и, увы, не очень красивую дочь за достойного кавалера, скорее всего оказалось для АмилькараАнгвиссола неразрешимой задачей. Скорее всего, обладая профессиональным восприятием прекрасного, Софонисба и сама достаточно критически относилась к своей внешности, во всяком случае в своих автопортретах она никогда себе не льстила.
       В Мадрид она прибыла зимой 1559-60 годов, и была назначена фрейлиной Елизаветы Валуа (старшая дочь Генриха IIФранцузского и Екатерины Медичи), третьей супруги короля Филиппа II, на которой он только что женился. Фактически же ее приняли на должность придворного художника и преподавателя живописи для молодой королевы, которая и сама была неплохим художником-любителем.
       Софонисба очень быстро подружилась со своей госпожой, а та восприняла ее как непререкаемый авторитет в отношении изобразительного искусства. После того, как Софонисба

исполнила несколько парадных портретов (Филиппа II, его сестры Иоанны, Елизаветы Валуа, естественно), она завоевала восхищение и уважение всего испанского двора.
       Надо сказать, что официальный парадный портрет был для Софонисбы Ангвиссола на тот момент совершено новым жанром. До приезда в Испанию она в основном писала камерные и жанровые портреты, где допускалась некоторая небрежность в исполнении деталей, а наибольшее внимание художник мог сосредоточить на передачи портретного сходства и характера модели. В парадных портретах требовалась большая тщательность в изображении декоративных элементов: узоров на дорогих тканях, кружева, ювелирных украшений и прочих деталей придворных костюмов.
       Несмотря на непривычность и сложность задачи. Софонисба справлялась с ней без особых

проблем. Она руководила художественным образованием не только Елизаветы Валуа, но и ее дочерей, инфант Изабеллы Клары Евгении и Екатерины Микаэлы. В 1568 году Елизавета Валуа умерла при очередных родах, но Софонисбу оставили при дворе уже в качестве фрейлины следующей испанской королевы Анны Австрийской.
       После смерти Елизаветы Валуа король решил сделать Софонисбе своеобразный подарок за верную службу и выдать ее замуж за одного из самых знатных испанских придворных. Трудно сказать, что сама художница думала на этот счет, ей уже было около сорока лет, и, надо полагать, семейная жизнь ее мало интересовала. Но кто бы

стал говорить «нет» королю, тем более, если он решил тебя облагодетельствовать?

        В итоге, в 1571 году Софонисба Ангвиссола обвенчалась с Фабрицио Монкада Пиньятелли, сыном принца Патерно, вице-короля Сицилии. Молодой муж уважал свою супругу и очень поддерживал ее в творчестве, так что, надо полагать, что этот достаточно поздний опыт семейных отношений ее не слишком разочаровал. Тем более, что ФилиппII выделил для Софонисбы 12000 дукатов в качестве приданного. Точно неизвестно, где жили супруги после свадьбы.По одной версии с разрешения короля они отправились в Патерно (недалеко от Катаньи) и жили там до смерти супруга в 1579 году (Фабрицио Монкада Пиньятелли умер при невыясненных обстоятельствах). Но возможно также, что они оставались в Испании, лишь изредка выезжая в Патерно. Впрочем, достоверно известно, что церкви в ПатреноСофонисба подарила свою работу «Мадонна деллаИтриа».
         После смерти мужа, художница решила вернуться в Италию, к семье. Испанский король назначил ей пенсию в 100 дукатов ежемесячно, кроме того она получила наследство после смерти мужа, а также за время работы при испанском дворе скопила приличное состояние. Итак, к пятидесяти годам она была богата, свободна и вообще могла делать все, что ей заблагорассудится, несмотря на то. что после смерти ее отца формальным главой семьи Ангвиссола стал ее младший брат.
         В 1581 году Софонисба села на корабль, идущий в Геную, капитаном которого был представитель состоятельной генуэзской купеческой семьи Орацио Ломеллино. Софонисба влюбилась в него с первого взгляда. Ломеллино был гораздо младше ее, и происходил не из дворянского, а из купеческого рода, но роман развивался стремительно, и к моменту, когда корабль причалил в порту Генуи, влюбленные уже были твердо намерены пожениться.

        Судя по всему, особенного восторга по этому поводу не испытали ни родственники Орацио, ни брат и племянники Софонисбы. Но она была независима от них в финансовом отношении, и, более того, поскольку после смерти Амелькара финансовые дела семейства Ангвиссола пришли в полный упадок, именно Софонисба со своим стабильным и независимым доходом помогала всем своим родным держаться на плаву. Так что власть брата над ней была весьма условной.
         24 декабря (накануне Рождества) 1584 года, ОрациоЛомеллино и Софонисба Ангвиссола обвенчались в Пизе. После свадьбы они переехали в фамильную резиденцию супруга в Генуе, где для Софонисбы оборудовали живописную мастерскую.Орацио, так же как и первый муж художницы, полностью одобрял и поддерживал все ее творческие проекты. А на склоне лет она переключилась с портретной живописи на композиции на религиозные темы.

        Софонисба прожила в Генуе еще почти 35 лет. Брак ее оказался исключительно счастливым, муж помимо всего прочего смог обеспечить ей максимально комфортную жизнь. У нее наладились отношения с племянниками, а также она прекрасно ладила и со своим пасынком Джулио. Своих детей у нее не было. Среди местных художников она считалась непререкаемым авторитетом, и не только занималась с начинающими живописцами, но и давала своего рода творческие консультации или мастер-классы для уже вполне опытных мастеров. В последние годы жизни она переехала в Палермо.

         В 1620 году она написала свой последний автопортрет, а четыре года спустя Софонисбу посетил молодой фламандский художник Антонисван Дейк, который создал ее портрет в возрасте 92-х (или даже 96 лет). Зрение ее к этому времени уже ослабло, и писать картины она уже не могла, но ум ее по-прежнему оставался ясным. В это время она с живописи уже переключилась на благотворительную помощь начинающим художникам.
          Софонисба Ангвиссола умерла 16 ноября 1625 года в возрасте 93 (или 98) лет на руках у мужа, обожавшего ее и полагавшего свою супругу «великой среди смертных». Художница была похоронена с величайшими почестями ее в Палермо в церкви Сан-Джорджо-деи-Дженовеси.В годовщину ее столетия ОрациоЛомеллино поместил на ее могиле следующуюнадпись:
          «Софонисбе, моей жене, которая прославлена среди выдающихся женщин мира знаменитейшими изображениями мужчин. Орацио Ломеллино, скорбя о потере своей великой любви, в 1632 году посвятил эту маленькую дань столь великой женщине».
          По-моему, для эпохи, в которую жила СофонисбаАнгвиссола, это была совершенно невероятная жизнь.

Tags: биографии, женщины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments