nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (МУЖИЦКИЙ). ОХОТНИКИ НА СНЕГУ

         Люди 16 века любили выстраивать свои познания в разных областях человеческой мысли в определенные схемы и системы, пытаясь как-то упорядочить свои представления об окружающем мире, еще довольно ограниченные. Даже эстетические впечатления требовали определенного упорядочения, вот и писали художники циклы аллегорических картин на темы «Пять чувств», «Четыре стороны света», «Четыре времени года» и т.п.
         Примерно в 1565 году известнейший в то время нидерландский художник Питер Брейгель, прозванный Старшим или Мужицким, получил заказ от брюссельского банкира Николаса Йонгелика на серию картин под условным названием «Месяцы» (либо «Времена года»). Всего картин было написано шесть, каждая посвящалась сразу двум месяцам (либо картин, как и месяцев, должно было быть все-таки двенадцать, но серия была исполнена только наполовину).
         Из этой брейгелевской серии сохранилось только пять работ: «Сумрачный день», «Жатва», «Возвращение стада», «Сенокос» и «Охотники на снегу». Из них самой известной и вне всякого сомнения самой совершенной с художественной точки зрение и самой глубокой по смыслу считается последняя картина, «Охотники на снегу», которая предположительно, обозначает декабрь и январь.

 
         Искусствоведы полагают, что источником вдохновения для художника были средневековые часословы (вроде «Великолепного часослова герцога Беррийского» братьев Лимбург), которые часто включали в себя календарь, каждый месяц которого был проиллюстрирован тематической миниатюрой.
         Картина Брейгеля имеет довольно любопытное композиционное решение: она строится на диагоналях, вдоль которых скользит взгляд зрителя. Сам автор предположительно находится на пригорке за кустом шиповника, словно выходя за раму картины на переднем плане. Именно там Брейгель поставил свою подпись.
         Направление движения охотников и их собак, а также линии деревьев и дороги задают одну диагональ картины – из левого нижнего угла в верхний правый угол, где вдалеке видны утёсы. Другая диагональ задана краем пригорка и подчёркнута параллельными линиями скатов крыш и дороги вдоль утёсов. Параллельно этой диагонали летит одна из сорóк, так же направлены и копья охотников.
         Картина заполнена огромным количество людей, животных, деревьев, домов прочих деталей, они уже более тщательно выписаны, чем в ранних работах Брейгеля, но лица людей по-прежнему остаются несколько размытыми и нечеткими. На льду хорошо видны даже тени самых отдаленных персонажей, хотя день кажется пасмурным.
         Верхняя левая часть картины занята сложным узором голых веток. Их черная паутина резко контрастирует с пустотой неба, находящегося сверху справа. Снег, лежащий на ветках, позволяет художнику передать дополнительные световые блики, а сидящие на ветвях птицы играют важную организационную роль в композиции, направляя взгляд зрителя к птицам, летящим над катком.
        На переднем плане слева изображены троеутомленных охотников в сопровождении группы поджарых охотничьих собак, возвращающиеся с охоты практически без добычи. За спиной одного из мужчин можно увидеть лишь одну тощую лисицу. В центре у куста находится пустая ловушка для птиц.
          Слева расположена гостиница. Ее название Брейгель запечатлел на тщательно выписанной вывеске: "Dit is inden Hert" (то есть «У оленя»), там же изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. Возможно, это великомученик Евстафий или святой Губерт, поскольку оба они считаются покровителями охотников. Перед гостиницей семья еевладельца, в том числе и ребёнок, разжигает огонь, чтобы зажарить свинью, возможно в качестве праздничного угощения. Яркий огонь с летящими красными и золотистыми искрами – по контрасту – усиливает ощущение холодного зимнего дня. Скорее всего, образ святого, размещенный над бытовой сценкой, должен напоминать зрителю о том, что за повседневными делами нельзя забывать о своих христианских обязанностях.
        Внизу под холмом расположена долина с замерзшими рекой и прудом. Справа на переднем плане видны почти пряничные домики с заснеженными остроконечными крышами, мельница с обледенелым колесом и мост, через который женщина несет вязанку хвороста. Несмотря на зимний и хмурый день, долина заполнена людьми, занимающимися различными хозяйственными делами.
          В самом центре картины в доме возле моста разгорается пожар, один человек уже забрался на крышу тушить его, а другие спешат с лестницами на помощь.
          На льду дети заняты зимними забавами, они катаются на коньках, играют в айсшток (предшественник кёрлинга) и в кольв (предшественник хоккея). Горизонтальные полосы снега, разделяющие замерзшие водоемы, позволяют художнику логичным образом ритмически разбить пространство картины.
          Цветовая гамма на картине представлена тёмно-коричневыми тонами, (охотники, дома и деревья), зелеными оттенками льда и неба и белизной снега. Брейгель использовал художественные приёмы, который ввёл в нидерландский пейзаж Иоахим Патинир: это вид сверху и постепенный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым на заднем, что позволяет достичь эффекта глубины.
          Искусствоведы много раз пытались определить местность, которую написал Брейгель. С одной стороны расположение реки, маленьких городков и мостов напоминает Брабантскую долину, но альпийские горы и типичный немецкий замок у их подножия свидетельствуют о том, что этот вид, скорее всего, является плодом фантазии художника.
          Брейгель побывал в Альпах во время своего путешествия во Францию и Италию и был так впечатлен горными видами, что, по словам Карела ван Мандера:
          «…находясь в Альпах, глотал все горы и скалы, а потом, вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно и доски…»
          Брейгель создал в этой довольно небольшой по размеру (117 × 162 см) работы целый мир, настоящую вселенную, замкнутую и самодостаточную, населенную самыми разнообразными персонажами, которые заняты своими делами и почти не взаимодействуют между собой.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments