
Часть 3.
Еще одной загадкой, которую до сих пор пытаются разрешить исследователи, является смысл действа, которое происходит на картине. Тон всем дальнейшим изысканиям задал еще в начале 17 века небезызвестный Карел ван Мандер. В главе своей «Книги о художниках», посвященной Яну ван Эйку, он написал следующее:
«…Ян написал также масляными красками на маленькой доске мужчину и женщину, которые в знак согласия на брак подают друг другу правую руку и их венчает соединяющая их верность…»
Мандер был довольно небрежен с фактами, которые излагал в своей книге, зачастую он

«…Эта маленькая картинка, сделавшаяся потом, как я знаю, собственностью некоего цирюльника в Брюгге, попалась на глаза Марии, тетке испанского короля Филиппа, и вдове венгерского короля Лудвига, павшего в битве с турками. Благородная принцесса, будучи страстной любительницей искусства, так

Мария Венгерская действительно была владелицей «Портрета четы Арнольфини», но она не выкупала его у безымянного цирюльника в обмен на доходное место, а, согласно существующим документам, унаследовала его после смерти своей тетки принцессы Маргариты Австрийской в 1530 году. И никакого цирюльника среди владельцев картины вообще-то не наблюдается.
Поэтому версия Карла ван Мандера о том, что на картине изображено обручение, также вызывает сомнения. Если он, конечно, на самом деле имел в виду «Портрет четы Арнольфини». Ведь он пишет о портрете, на котором можно увидеть «мужчину и женщину, которые в знак согласия на брак подают друг другу правую руку и их венчает соединяющая их верность».
Джованни Арнольфини левой рукой держит правую руку своей жены. А что касается «соединяющей их верности», то эта фраза тоже вызывает большое недоумение. Символом верности на картине может считаться собачка (либо предок брюссельского грифона, либо аффенпинчер). Однако согласно средневековой традиции собака в качестве символа супружеской верности изображалась в ногах у женщины (очевидно, от мужчин никто верности в браке и не ожидал).



Свеча в люстра, висящей над супружеской парой обычно трактуется как всевидящее око Господа, свидетеля брачного

присутствие на свадебной церемонии самого Иисуса Христа, иные свидетели уже не требовались.
Еще один объект, расположенный над супругами Арнольфини – это зеркало, объединенное в единую систему вместе с висящими рядом с ним четками. Предполагается, что точки зрения теологической символики такое выгнутое зеркало является так называемым «speculum sine macula», то есть «зеркалом без изъяна», 
В общем, с точки зрения позднейших исследователей, объяснение Карла ван Мандера о том, что на картине Яна ван Эйка изображена помолвка, не выдерживает никакой критики. И следующая оригинальная теория была выдвинута уже в 20 веке Эрвином Панофским.
Продолжение следует…