nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ИСКУССТВО.
Архитектура.

Часть 3.

       Самым примечательным архитектурным памятников эпохи Ивана Грозного, и, пожалуй, одним из самых замечательных произведений русской архитектуры вообще, можно считать знаменитый храм Покрова Пресвятой Богородицы на рву, более известный широкой публике как храм Василия Блаженного (поскольку известный московский юродивый был похоронен на кладбище при Троицком деревянном храме, находившемся прежде на этом месте).
        К сожалению, разноцветные луковки собора, его несколько «ненастоящий», лубочный или игрушечный вид, сделали его одной из рекламных визитных карточек России, наряду с Московским Кремлем и медведем с балалайкой (или с автоматом Калашникова, кому как ближе). И эта занимательная внешняя картинка полностью заслоняет от непосвященного наблюдателя глубокий философско-религиозный смысл, который был заложен в архитектурное решение этого храма.
          Храм Покрова на рву также был создан как храм-памятник, на сей раз в честь взятия Иванов Васильевичем Казани. Строительство началось в 1555 году и продолжалось пять лет. Традиционно создателями храма считаются русские зодчие Иван Барма и Постник Яковлев. Хотя сейчас версия с Бармой и Постником считается устаревшей, и создателем храма называют либо одного Постника Яковлева, либо неизвестного западноевропейского архитектора, который смог органично объединить в проекте традиции русского зодчества и новые европейские тенденции ренессансной архитектуры.
          Собор состоит из девяти отдельных шатровых объемов, каждый из которых имеет свойпрестол, то есть является самостоятельным храмом. Все они посвящены святым и праздниками, чьи даты празднования приходилось на период, когда происходил взятие Казани.
          В плане храм представляет собой гармоничное центрическое сооружение с доминирующим центральным объемом. Многие исследователи отмечали, что план храма очень похож на проекты идеальных ренессансных городов, а разноцветные разновеликие башенки кажутся подобными башням Небесного Иерусалима, как его представляли в ту эпоху и на Руси и на Западе. Есть легенда, что цвета башенок привиделись во сне Андрею Юродивому (Константинопольскому), которому снился, как он полагал, Небесный Иерусалим. С его именем также связывают и праздник Покрова Богородицы.

          Продолжение следует…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments