Иван Крамской родился 27 мая 1837 года. Он был уроженцем города Острогожска Воронежской губернии. Его отец работал писарем городской думы, а вся семья была приписана к мещанскому сословию. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, умер его отец, и юный Иван был вынужден оставить обучение в острогожском училище, хотя считался там лучшим учеником. Вместо этого Крамской занял место своего отца и тоже стал работать в городской думе. Единственным, что приближало его к миру искусства, были упражнения в каллиграфии.
В 1852 году в возрасте пятнадцати лет Крамской поступил в ученики к местному иконописцу, и год провел в его мастерской. Через год Иван покинул родной город и устремился навстречу своей судьбе. Вырваться из глухой провинции будущему художнику помог случай в лице харьковского фотографа, снимавшего в городе военные учения. Фотограф принял юношу к себе на работу в качестве ретушера и акварелиста, и за три года они вместе объехали пол-России.
В 1857 году Крамской приехал в Петербург с твердым намерением стать профессиональным художником. Не имея практически никакого художественного образования, он подал документы в Академию художеств и успешно выдержал экзамены. Учился он успешно, но полностью отдаваться искусству Крамскому мешали бытовые трудности, в частности полное отсутствие средств. Однако он смог решить эту проблему, устроившись ретушером в первое в России фотоателье, вернее «дагерротипное заведение» открытое в 1851 году выпускником Академии Андреем Деньером. Деньер поручал окончательную обработку фотографий художникам, а Крамской столь успешно этим занимался, что прослыл «богом ретуши».
Академию художеств Крамской закончил со скандалом, став организатором «Бунта 14-ти». В 1863 году он возглавил группу выпускников Академии, которые отказались писать выпускные работы на заданную тему «Пир на Вальгалле», когда им не разрешили выбрать для конкурсных работ свободные темы. Молодые люди предпочли покинуть Академию и организовали коммуну, названную «Артель художников». Предполагалось, что часть своих доходов участники артели будут вносить в «общий котел» и использовать на общие нужды. Впрочем, из этой затеи ничего не вышло, многие из участников предпочли скрывать свои подлинные доходы, особенно по мере их роста. Возмущенный Крамской сначала пытался как-то с этим бороться, а потом махнул на коллег рукой и покинул «Артель» в 1870 году. Вскоре после этого она окончательно распалась.
Еще в артели Крамской познакомился со своей будущей женой, Софьей Николаевной Прохоровой. Она была женщиной непростой судьбы, особенно для того времени, когда свободные нравы в обществе отнюдь не поощрялись. Софья Николаевна сожительствовала с неким художником Поповым, который официально был женат на другой женщине. Когда Попов уехал за границу, а репутация Прохоровой оказалась полностью испорченной, Крамской официально предложил ей руку и сердце. Этот брак оказался очень счастливым, в семье родились шестеро детей, а Софья Николаевна всегда была Крамскому верным другом и помощницей.
Расставшись с «Артелью», Крамской начал осуществлять новый проект художественного объединения. Этой организацией стало «Товарищество передвижных художественных выставок», которое должно было решить три основные задачи: познакомить провинциальную публику с работами современных прогрессивных русских художников; развивать в обществе любовь к искусству; помогать художникам в продаже их картин.
В этот период Крамской сблизился с Павлом Третьяковым, стал его советником в деле организации галереи и выполнил несколько его заказов, что весьма упрочило финансовое положение семьи художника.
Крамской совершил несколько поездок за границу, последний раз в 1884 году, но творческие поиски молодых европейских художников оказались ему чужды. Он не воспринял ни символизм, ни импрессионизм, хотя и ознакомился со всеми этими новациями. Крамской много выставлялся, как на выставках Товарищества, так и на персональных, иногда выслушивая довольно неприятную критику в свой адрес.
С начала 1880-х годов портятся его отношения с Товариществом, он призывает своих соратников изменить отношение к Академии, даже объединиться с ней, но его слова воспринимаются как предательство. Конфликт еще более усугубляется, когда Крамской принимает заказ от императорского двора, и пишет портреты членов царской семьи.
Все эти неприятности, сочетавшиеся с личными трагедиями художника (у Крамского умерло двое младших сыновей), вызвали у него обострение болезни сердца, его постоянно душил кашель, а боли он снимал постоянными инъекциями морфия. По совету своего лечащего врача, доктора С.Боткина, в 1884 году художник отправился на лечение на юг Франции. Его сопровождала дочь Соня, которой в свободное от лечения время Крамской давал уроки рисования. Впоследствии она стала довольно известной художницей.
Крамской умер 24 марта 1887 года в Петербурге в своей мастерской прямо за работой у мольберта. В последний день жизни, когда художник писал портрет доктора К.Раухфуса, он неожиданно побледнел и уже бездыханный упал на мольберт. Опытный врач, который позировал Крамскому, ничего не смог сделать (правда, он был педиатром). Художнику было 49 лет.