nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

         СВЯТАЯ КСЕНИЯ, ОНА ЖЕ АКСИНЬЯ, ОНА ЖЕ ОКСАНА
    Часть 1. Преподобная Ксения Миласская (Римская)
         «…Какова Аксинья, такова и весна.
         Полузимница пополам, да не ровно делит зиму.
         Со дня преподобной Ксении полагают, что до новых хлебов нужно столько же, сколько уже съедено. Она и называется полухлебницей…»
         День святой Ксении отмечают 6 февраля, и если вбить в поисковик это имя, то большая часть ссылок будет посвящена блаженной Ксении Петербургской. Это действительно день ее памяти, но поскольку она родилась, как предполагается в 1730 году и при крещении получила имя Ксения, логика подсказывает, что дано оно было в память о святой, которая жила гораздо раньше.
         И это действительно так. 6 февраля отмечается день памяти святой Ксении Миласской, и это как раз ее и переименовали южнорусские крестьяне в Аксинью, а украинские – в Оксану.
         Родилась она на рубеже 4 и 5 века в Риме, в богатой и знатной семье некоего сенатора. При рождении ее нарекли Евсевией. Судя по всему, кто-то из окружения девочки был убеждённым христианином, и сила воздействия истинной веры была такова, что она приняла твердое решение посвятить себя служению Господу, никогда не вступать в брак и, разумеется, сохранить в неприкосновенности свою девственность.
         Когда Евсевия достигла возраста более-менее пригодного для вступления в брак, и родители начали ввести с ней соответствующие разговоры, он решилась на отчаянный шаг. Под покровом ночи Евсевия сбежала из дома. План был продуман и осуществлен очень разумно. Девушка переоделась в мужскую одежду, прихватила столько фамильных ценностей и денег, сколько смогла добыть, и взяла с собой двух служанок.
         Беглянки добрались до ближайшего порта, сели на корабль, и доплыли до острова Кос, находящегося недалеко от Галикарнаса. Высадившись на острове, Евсевия сменила свое имя на имя Ксения, что означало чужестранка или странница (почему-то она не взяла себе мужское имя), и вместе со своими спутницами начала вести уединенную жизнь. Они составили небольшую замкнутую христианскую общину, и очень скоро стали пользоваться большим уважением среди жителей острова.
         Однажды Ксения встретила пресвитера Павла, который был настоятелем монастыря святого Андрея в городе Милассе. Он стал духовным наставником отшельниц и, в конце концов, перевез их в свой город. Ксения решила обосноваться там, рядом с обителью ее духовного отца. Денег, которые она прихватила (вообще-то стащила, но ведь это было ее приданное) из родительского дома, вполне хватило на то, чтобы приобрести прекрасный земельный участок рядом с монастырем святого Андрея и построить там церковь во имя первомученика Стефана и небольшую женскую монашескую обитель. Пресвитер Павел постриг Ксению в монашество, а когда стал епископом Миласса, то посвятил ее в диакониссы.
         Ксения вела абсолютно аскетическую жизнь, полностью ограничивала себя во всем, и постоянно постилась (что было больше похоже на  лечебное голодание). Чаще всего она ела раз в два или в три дня, иногда голодала по неделе. Выходя из голодания, она позволяла себе употреблять в пищу только немного хлеба, который посыпала пеплом и орошала собственными слезами. Никакой нормальной еды она не ела принципиально. Утверждают, что ей периодически являлись бесы, чтобы подвергнуть искушению, но сразу же убегали, убоясь ее воздержания и прочих духовных подвигов.
         Она вполне искренне считала себя самой большой грешницей в мире, и именно поэтому старательно умерщвляла свою плоть. При этом она много занималась благотворительностью, утешала скорбящих и наставляла прочих грешников.
           В течение всей своей жизни она скрывала свое знатное происхождение, и лишь после ее смерти одна из ее служанок открыла эту тайну. Ксения умерла во второй половине 5 века и была похоронена у городских ворот в месте, которое указала своим сподвижницам сама. Умерла на во время молитвы. И момент ее кончины был обозначен Господом явлением в небе над ее монастырем светлого венца с блистающим посреди него крестом. Это знамение сохранялось до конца погребения Ксении.
         Святую Ксению обычно изображают в монашеской одежде с крестом в одной руке, иногда на иконе помещают сцены ее жития.
         А в народе переосмыслили факты жития святой Ксении по-своему. Русские крестьяне были уверены, что 6 февраля категорически нельзя ужинать, и тот, кто первым в семье решиться что-нибудь съесть, непременно в скором времени умрет. Нельзя было заниматься рукоделием, ставить брагу или квас (кому придет в голову ставить квас в феврале), стричь волосы и ногти, а также перестилать постель. Два самых главных запрета на этот день – нельзя завязывать узлов (вообще никаких, и даже на обуви) и нельзя никому рассказывать, что тебе снилось в ночь с 5 на 6 февраля.
Продолжение следует…
Tags: женщины, истории
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments