nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫ

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ИСКУССТВО.
Живопись и летописание

Часть 6

         Митрополит Макарий постарался навести порядок  еще в одной важнейшей сфере идеологической жизни страны – в создании летописных хроник. Поскольку в то время это были необходимые для государства официальные документы, которые подтверждали преемственность царской власти и ее божественное происхождение, повествовали о деяниях великих предков, тем самым предлагая действующему царю образец для подражания, то необходимость упорядочить, систематизировать и привести к некоему общему знаменателю эти тексты назрела уже давно.
        В эпоху царствования Ивана Васильевича были составлены прежде всего Великие Четьи Минеи, где были собраны все известные на Руси жития святых и другие сочинения церковной литературы. С художественной точки зрения интересен прежде всего том за август (1552), единственный из всех 12-ти, украшенный миниатюрами, в этот том вошла также «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, написанная по повелению Макария еще в Новгороде в 1542.
        Миниатюры, выполненные для этого тома были исполнены в двух манерах – в иконописном стиле корпусным наложением краски или нарисованы тонкой черной линией и подцвечены жидкой акварелью.
        Самым грандиозным летописным творением эпохи Ивана Грозного был Лицевой летописный свод, созданный в 1560-х-1570-х годах, его иллюстрировали в мастерских Московского Кремля. До нас дошло около 10 тысяч листов с 16 тысячами миниатюр. Свод является списком официальной летописи Русского государства – Никоновской летописи. На каждом листе размещены  миниатюра и небольшой текст, поясняющий изображение. Зачастую на одной иллюстрации сразу изображается несколько событий, происходивших одновременно в разных местах.
        В изображениях представлены жизнь и деятельность русских князей, военные походы, полевые работы, быт, ремесло, вечевые собрания, стихийные бедствия. Художники уже пытаются более-менее правдоподобно представлять человеческие фигуры, появляются изображения людей в движении, также изображения человека внутри здания, в интерьере.
        Манера письма  - графическая, рисунки подцвечены тусклой акварелью. Попадаются также незаконченные миниатюры, выполненные только карандашом или пером. Композиция как правило выстроена неумело, рисунок перегружен, не имеет объединяющего центра.
        Для русского искусства, в определенном смысле, все-таки это был прогресс, хотя видеть эти работы могли немногие.
        По сути своей сам Иван IV Грозный особого, а тем более сознательного влияния на развитие русского искусства не оказал. Во время его правления  всего лишь продолжались «проекты», которые были заложены еще его предками или инициированы его советниками. Сам он мог только свозить награбленное в Александрову слободу, нисколько не ценя красоту и не уважая древность русских храмов, монастырей и городов.
           
          Александр Литовченко. Иван Грозный показывает свои сокровища
            английскому послу Горсею. 1875
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments