В 1734 году Жан Батист Симон Шарден представляет на суд публики свой новый натюрморт «Медный бак». Эта картина, несмотря на свой незамысловатый сюжет, оказалась высочайшим достижением художника в этом жанре. Между прочим, именно за свои великолепные натюрморты шестью годами ранее Шарден был принят в члены Королевской Академии живописи и ваяния. И любопытно, что как раз после «Медного бака» в его творчестве намечается перелом, и художник постепенно начиняет переходить от натюрмортов к бытовым жанровым композициям.
«Медный бак» можно считать типичной композицией в творчестве художника, который предпочитал составлять натюрморты из простых предметов, перекликающихся либо контрастирующих между собой формой фактурой или цветом. В данном случае на картине присутствует темно-красный медный бак для воды, установленный на небольшом трехногом табурете, жестяные ковш и небольшое ведро, черный глиняный кувшин и крышка от него.
Большой, добротный бак для воды можно назвать самым главным предметом на кухне, он и стал у художника центром сюжета. Фактически этот предмет приобретает почти одушевленные черты (так и хочется сказать: «Дорогой, многоуважаемый, медный бак. Приветствую твое существование…» и так далее по тексту «Вишневого сада»). Он так убедительно доминирует над остальными предметами, что кажется настоящим хозяином своей кухни. Остальные предметы, также связанные с использованием воды кажутся его слугами или младшими родственниками, покорно подчиняющимися мягкой, но безусловной власти медного бака.
Шарден великолепно пользуется цветом, чтобы передать особенности фактуры предметов. Зеленоватый тон стены прекрасно контрастирует с остальными предметами. Кран бака и кольца на его верхней части сияют, отполированные до блеска частыми прикосновениями рук, а остальная его поверхность имеет красновато-коричневатый цвет потемневшей нечищеной меди. Жестяное ведро от времени и частого использования приобрело серо-зеленоватый оттенок, а донышко более нового ковша сияет как золотое. Цвет кувшина обозначен глубокими темными тонами. Художник блестяще передает все эти тонкости цветом и линией, при этом размещая простые и невзрачные обыденные предметы так, что они составляют законченную гармоничную группу.
Композиция Шардена отвечает классическим требованиям стройности и лаконичности, парадоксальным образом сочетая простоту содержания с благородством и возвышенностью. Современники художника приняли картину «Медный бак» с восторгом, и прозаичность сюжета их нисколько не смутила, поскольку очевидным было высочайшее мастерство Шардена, а также его феноменальная способность создавать картины, полные абсолютной гармонии и душевности.
В «Медном баке» нехитрый набор повседневных вещей, который можно увидеть на любой кухне, бедной или богатой, воспринимается художником как нечто вечное и стабильное, как некий символ простого и неизменного жизненного уклада, содержащего в себе своеобразную красоту и поэзию.