nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

РОКОКО: ИСКУССТВО И СТИЛЬ ЖИЗНИ

В ПОИСКАХ ЦИТЕРЫ.
ЖЕРМЕН БОФФРАН

Часть 25.

         Все исследователи без исключения признают, что одним из самых ярких и талантливых архитекторов, работавших в стиле рококо, был Жермен Боффран (1667-1754).
          Боффран происходил, как это назвали бы сечас, из интеллигентной семьи, его отец был архитектором, дядя – поэтом. И именно дядя Филипп Квинталь в 1681 году привез молодого Жермена в Париж, представил в одном из модных литературных салонов, а затем пристроил при королевском дворе в Версале и параллельно определил на учебу в мастерскую скульптора Франсуа  Жирардона. Позднее, видимо отцовские гены взяли верх, и Боффран перешел в мастерскую главного королевского архитектора Жюля-Ардуэн Мансара.
          Он считался наиболее способным учеником Ж.-А.Мансара и Жирардона, и работал не только как архитектор, но и как живописец, скульптор, историк и теоретик архитектуры, инженер. Боффран был одним из самых модных архитекторов Парижа и построил огромное множество отелей. Кроме отеля Амело де Гурней ему принадлежат планы и проекты оформления декора отелей д`Аржансон, Боффран, Бризак, Кобер-де-Торен, Кольбер, Демар, Дюра, Энуйе, Лебрен, Менен, Мазарини, де Монтаран, Монморанси, Ревель, Роан-Субиз, де Сейнеле, де Торси, замка Мальгранж в Нанси, а также замков Сен-Клу, Бутефор, Сент-Уан и т.д.
          Боффран написал также и основополагающий для архитекторов своей эпохи теоретический труд – «Книгу архитектуры» (1745), где изложил свои взгляды на теорию и эстетику архитектуры рококо и привел чертежи некоторых своих проектов. Книга была написана на французском и на латыни.
          В частности, в "Книге архитектуры" Боффран писал: "Внутренний декор покоев является в настоящее время в Париже важной частью архитектуры. Он заставляет небрежно относиться к внешнему декору не только частных домов, но и дворцов и общественных зданий. <...> Внешний декор мало интересует частного владельца, который обращает внимание только на... удобство и украшение своего дома изнутри; он расходует на это огромные суммы...".
        Наиболее интересным и ярким можно назвать декор, исполненный Боффраном в отеле Роан-Субиз (ул.Франк-Буржуа, 60). Отель был построен в XVI веке для герцогов де Гизов; с начала XVIII века его владельцами становятся герцоги де Роаны, в 1708 Делямер перестраивает для них отель; в 1735-39 гг. принц Эркюль-Мериадек де Роан к своей повторной женитьбе заказывает Боффрану переделать декор
          В продолжение старых комнат, он строит павильон с салоном овальной формы и вырабатывает для каждой комнаты особую художественную программу: овальный салон первого этажа расписан в голубом и зеленом тонах и декорирован барельефами, представляющими науки и искусства; комната принца на первом этаже украшена живописными вставками, представляющими добродетели, парадная спальня принцессы на втором этаже имеет росписи на тему истории Психеи.
        В оформлении салонов Боффран активно использует маленькие камины как подставки под огромные зеркала, лепной декор с рокайльными мотивами, белые ламбри и т.п. Росписи стен и десюдепортов исполняли Буше, Ванлоо, Ла Тремольер, Ресту, Натуар, Юэ. В оформлении комнат участвовали также скульпторы отец и сын Адам и Ж.-Б.II Лемуан.
        Следует особо отметить овальный салон второго этажа. Он "представляет... один из наиболее чистых шедевров декоративного искусства всех эпох". Зеркала обрамлены полуциркульными арками с гирляндами. Эти арки связаны с панно в форме трапеций; в каждое панно вставлена картина работы Натуара, тона его живописи хорошо гармонируют с ансамблем. На голубом фоне потолка располагаются группы амуров, выполненных в высоком рельефе. Центральная розетка связана с карнизом восемью лучами, оформленными подобно кружеву. "Этот несравненный декор представляет игру цветов, которая является подлинным наслаждением для самых придирчивых глаз".
          Эмиль Байяр, характеризуя творчество Боффрана, писал, что "его произведения по своим удачам и ошибкам очень хорошо характеризуют архитектурную продукцию эпохи, являющую величие и великолепие ансамблей…

        Продолжение следует...
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Однажды Александру Дюма довелось участвовать в дуэли, где дуэлянты тянули жребий, и тот, кому не повезло, должен был застрелиться…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Знаменитый физик Эрнест Резерфорд был награждён Нобелевской премией по химии за создание теории радиоактивного распада атомов.…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Джанкарло Витали. Дирижёр II. 1991 Однажды знаменитый дирижёр Артуро Тосканини сказал своему восторженному поклоннику, который…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments