
Часть 3.
По большому счету первые три дня масленичной недели, Узкая Масленица, были только подготовкой в основным трем дням Широкой Масленицы. Настоящее празднование начиналось только в четверг, который именовался «разгуляй» (а также перелом, широкий четверг или разгуляй-четверток).
Только с четверга полностью прекращались все хозяйственные работы, и единственным занятием людей всех возрастов, званий и сословий было участие во всевозможных забавах и потехах. Все веселились как в последний раз. Помимо катаний с ледяных гор и катаний на лошадях, непременно устраивались кулачные бои, конские бега, а также различные состязания, специальные места для которых оборудовались на ярмарках. Разумеется, все завершалось бурными пирушками, с поглощением неимоверного количества блинов:

«Масленица-пышка на улицу вышла,
На гору катиться, с ребятами драться!
Ребята – дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!»
Главным же действием в четверг было возведение, штурм и захват снежного городка.
Молодежь обязательно разводила костры, для того, чтобы прыгать через огонь. Прыгали и женщины, и мужчины, и при этом все праздничные ритуальные действа сопровождались соответствующими песнями:
«…Яко середу на масленую, на жидовские заговенья
Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.
А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,
А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.
Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.
Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын…»
В некоторых местах, также как и на святки, парни устраивали всевозможные проказы и безобразия. Могли, например, подпереть соседские

С четверга по деревням начинали возить масленичные поезда. В разных местностях устраивали их по-разному. В Белгородской области, например, возили соломенного коня:
«…Делали большие санки, и на них коня. Для этого брали ржаную солому, длинную и твердую, связывали веревками — это было туловище. Затем делали шею и голову коня. Соломенного коня делали мастера, так как не каждый мог это сделать. Коня обливали водой и оставляли на ночь. До утра он замерзал. Тогда ему рисовали углём глаза. На таком коне катались верхом…»
А могли также на санках возить живую козу, наряженную в платок, рядом с которой ставили стол с выпивкой.
Но чаще всего в масленичном поезде везли саму Масленицу. Куклу, изображающую героиню праздника, сооружали из соломы, наряжали в кафтан, сарафан и шапку, на ноги надевали лапти, усаживали в сани и везли с песнями по деревне. Это называлось «встречать

«Дорога наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти чистые, головастые,
Портянки белые, набеленные…»
Или:
«Наша Масленица годовая,
Наша Масленица годовая!
Наша Масленица годовая,
Она гостика дорогая,
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комонях разъезжает,
Все на комонях разъезжает!
Чтобы коники были вороные,
Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!
Здравствуй, Масленица!»

В Ярославской области в масленичный поезд запрягали десять лошадей одну за другой, причем повозку изготавливали специально для празднования. На каждую из лошадей сажали всадника, вымазанного сажей и наряженного в разодранное рубище. Всадники держали в руках метлы или кнуты, и на свои и на лошадиные шеи навешивают коровьи колокольчики. Повозку обвешивали вениками, в нее сажали пьяного мужика, также вымазанного сажей, в одежде, облитой пивом, а рядом с ним ставили бочонок с пивом и открытый сундук с различными припасами – пирогами, рыбой, яйцами, и, естественно, блинами и оладьями. Поезд этот возили сначала по своей деревне, а затем ехали в соседнее село.
В Сибири в масленичный поезд, составленный из нескольких саней, сажали чучело, которое наделяли известными мужскими атрибутами и

«Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!»
«Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велика дня
До Петрова дня!»
Продолжение следует…