nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ПРАЗДНИКИ

ПРАВИЛЬНАЯ МАСЛЕНИЦА

Часть 4.

          Пятница, именуемая «тещины вечёрки», помимо продолжения общественных масленичных мероприятий, также посвящалась семейным делам, а точнее дальнейшим попыткам наладить нормальные отношения между зятем и тещей. В этот день зять был обязан пригласить тещу в гости на блины. Если отношения между ними были чересчур натянутыми, то теща приглашалась только на ужин (потому и вечерки).
          На этот праздничный прием должен был прийти также и бывший дружка жениха (распорядитель на свадьбе, исполнявший еще и функции тамады), который играл во время встречи дорогих гостей ту же роль, что и на свадьбе, и получал за это ценный подарок в качестве платы.
          Блины, разумеется, пекла молодая жена, демонстрируя перед отцом и матерью свои достижения в качестве хозяйки собственного дома. А вот все необходимое для изготовления блинов присылали из дома ее родителей. Теща снаряжала таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть выделял мешок гречневой крупы и изрядный кусок коровьего масла.
          Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами, зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и могло даже привести к вечной вражде между ним и тещей:
          «…Розорви, розорви тещу мою,
          Тещу мою да свояченицу.
          Пойдем-ка, тещенька, отгащивать ко мне.
          Есть у меня про тещу много пива и вина,
          Есть еще про тещеньку три дубины:
          Первая дубинушка – березовая,
          Вторая дубинушка – еловая,
          Третья дубинушка – осиновая…»
          Семейные посиделки продолжались и в субботу. Этот день назывался «золовкины посиделки» или «проводы», поскольку молодая невестка приглашала в гости в свой дом своих золовок и других родственниц мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если сестры мужа уже были замужние, то и невестка звала свою замужнюю родню. Хозяйка опять должна была продемонстрировать свои кулинарные способности, а также одарить золовок подарками (желательно ценными).
          А на следующий день, в воскресенье, оно же «прощеный день», «прощеное воскресенье», «целовальник», «заговенье» и т.д. наступала кульминация всей Масленичной недели. Уже с самого утра в деревнях начинали готовиться к проводам Масленицы. Дети радостно собирали дрова для костра, чтобы жечь Масленицу:
          «Ельник, березник,
          На чистый понедельник
          Уж то ли не дрова –
          Осиновы дрова.
          Березовы дрова!
          Подавайте их сюда,
          На Масленицу,
          На горельщицу!»
         Поскольку воскресенье было последним днем перед великим Постом, когда можно было есть скоромную пищу, то люди старались воспользоваться этой возможностью на полную катушку: без меры ели блины, веселились и до последнего момента участвовали во всевозможных забавах и развлечениях, самым значительным их которых было сжигание Масленицы.
          В Подмосковье молодежь ездила с чучелом Масленицы в санях по деревне и ее окрестностям весь день с песнями и шумом, и лишь поздно вечером компания выезжала на озимь, где уже был приготовлен костер и сжигала там чучело.
          В Костромской губернии в воскресенье парни организовывали «обоз», то есть «верховую поездку из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжали за город и сжигали там свои колпаки, что называлось «сжигать Масленицу». По другому обычаю все деревенские жители брали по пучку соломы, складывали в одну кучу и зажигали, что называлось «сжигать соломенного мужика».
          В Калужской губернии деревенские женщины устраивали похороны Масленицы. Они делали из соломы куклу Маслеицы с руками, надевали на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову повязывали платок. Затем одну из баб наряжали попом, надевали на нее вместо ризы рогожу, а в руки давали привязанный к веревке осметок (негодный для носки лапоть) вместо кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и, в сопровождении толпы, предводительствуемой «попом», пускаются в путь из одного конца в деревни в другой. Вся процессия сопровождается пением и плясками. Назад Масленицу несут, надев на палки вместо носилок. Дойдя до деревенской околицы Масленицу раздевают, а затем разрывают и треплют. Ряженый поп, размахивая кадилом кричит «аллилуйя», а за ним вся толпа кричит и шумит. Затем под пение обрядовых песен Масленицу хоронят:
          «Прощай. Масленица-вертушка,
          Настает великий пост,
          На деревне все приели,
          Подают селедки хвост!
          Как на масленой неделе
          В потолок блины летели!
          И-их!
          Уж ты Масленица, ты обманщица,
          Говорила семь недель, а остался один день!»
        Или:
          «Прощай Масленица,
          Прощай, красная!
          Наступает великий пост!
          Дадут нам редьки хвост.
          А мы редьку не берем,
          Кота за уши дерем!..»
          «Масленица-ерзовка,
          Обманула нас, плутовка!
          Оставила нас
          На кислый квас,
          На постные щи,
          На голодные харчи».
          У масленичного костра всегда собиралась вся деревня, было весело и звучали песни. С масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Дети повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» А  молодежь вела себя более буйно и вызывающе, крича: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!»
          В костер кидали и блины со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Парни, перемазанные сажей, старались максимально вымазать и всех окружающих, в первую очередь девушек и, разумеется, тещ (и потенциальных тещ): «Теща, люли, поджаривай блины!»
        В некоторых местностях пепел от сожжённого чучела Масленицы рассыпали по полям, чтобы гарантировать хороший урожай на будущий год.
          Постепенно, праздничное буйство заканчивается, и добрые христиане приходят в храмы на вечернее богослужение. Там совершается чин прощения, когда настоятель просит прощения у других клириков и прихожан. Затем и все верующие, кланяются друг другу, просят друг у друга прощения, а в ответ на такую просьбу произносят «Бог простит».
          Затем церемония прощения переносится и в семьи. Все близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Есть версия, что изначально в Прощеное воскресенье прощение друг у друга просили только теща и зять, пытаясь сгладить семейные разногласия (точно помню, что где-то это читала, но вот первоисточник этой информации, так и не нашла).
          Вечером в Прощёное воскресенье, как и в первый день Масленичной недели, поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками и оставляли на могилах блины и водку. У покойных также просили прощения за все обиды, причинённые им при жизни.
Все заканчивалось. Еще в этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, а  посуду тщательно мыли. И начинался Великий Пост:
          «Масленица, Масленица,
          Семенова племянница,
          Обманула-провела,
          Нагуляться не дала,
          Через семь недель
          Будет светлый день,
          Будем пасху святить,
          Будем яйца красить.
          Ура!»
Tags: истории, масленица, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments