nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА ГЕЙНСБОРО

          Людям творческим нечасто везет в семейной жизни, уж слишком они бывают требовательны к окружающим и снисходительны к самим себе. Редкие жены выдерживают их образ жизни и артистический темперамент. Но иногда все случается почти как в настоящей сказке. Томас Гейнсборо по- настоящему влюбился, когда ему исполнилось 19 лет. К этому времени он, пришедший десятилетним пацаном в Лондон, чтобы учиться ремеслу художника, уже обзавёлся собственной мастерской, и имел хоть и совсем небольшой, но устойчивый доход. Дело было в том, что он писал пейзажи, которые в то время не пользовались особой популярностью у публики.
          И вот на него как гром среди ясного неба свалилось великое чувство к девице Маргарет Бер, которая оказалась ни больше, ни меньше, как незаконнорожденной дочерью герцога де Бофора. Через год молодая пара тайно обвенчалась (биографы художника утверждают, что Томас не хотел предстать перед влиятельным отцом своей невесты в качестве банального охотника за приданным), и с этого момента все финансовые проблемы у Томаса, младшего из девяти детей почтмейстера из Саффолка, закончились. Годовой доход Маргарет в 200 фунтов стерлингов избавил художника от нищеты, а затем он и сам смог подняться, переключившись с никому не интересных пейзажей на модную портретную живопись. Он брал за портрет от 20 до 60 гиней (голова – 20, поясной портрет – 40, в полный рост – 60), работал очень быстро, и потому вскоре смог сам выбирать кого и когда ему писать.
          Теперь у Гейнсборо появилась возможность работать «для души», и он не преминул ей воспользоваться. А писать «для души» означало для него писать свою семью, свою любимую и всегда прекрасную супругу Маргарет, и своих обожаемых дочек, Мэри и Маргарет-младшую. В итоге ему удалось создать целую серию из шести портретов и портретных набросков своих дочерей, по которым можно проследить, как растут его девочки, и из очаровательных крошек превращаются в прелестных юных девушек. Любопытно, что Гейнсборо всегда писал их двойные портреты.
          Самым знаменитым в этой серии по праву считается портрет, написанный около 1756 года, где девочки изображены бегущими за бабочкой. На портрете Мэри около восьми лет, а Маргарет около пяти. Художник изображает сценку, когда, улизнув из-под недостаточно бдительного присмотра матери или няни, девочки выбрались в сад, заметили бабочку и побежали за ней в тщетной попытке ее поймать.
          Младшая сестра, Маргарет (Пегги), одетая в белое платье, так спешит за бабочкой, что ее фартучек, повязанный сверху сбивается в складки. Художник подчеркивает этот момент, добавляя сценке достоверности. Вторая девочка, Мэри (Молли), более взрослая и рассудительная, пытается удержать сестру, но при этом ее глаза с неменьшим любопытством следят за порхающей бабочкой, а свой фартук она даже зажала в руке, чтобы не мешал бегу. Девочки крепко держат друг друга за руки, что, вероятно, показывает их близость и детскую дружбу. И при этом ясно, что именно младшая Маргарет является главной заводилой всех детских шалостей, а старшая Мэри даже не стремится противостоять ее энергии и напору, хотя в любой момент может остановить сестру.
         Гейнсборо тщательно выписал лица и фигуры дочерей, но большую часть полотна оставил незавершенной, и это характерно для всех его портретов личной серии. Однако тревожный мрачноватый фон портрета с красными всполохами можно трактовать как естественную тревогу отца за жизнь и будущее его обожаемых дочек. Бабочка, за которой бегут девочки, помимо объекта детского любопытства, может также обозначать нежную и хрупкую детскую душу. Любопытно, что почти через 150 лет после Гейнсборо в своем знаменитом портрете восьмилетней Сесили Александер, Джеймс Уистлер как будто отдал дань уважения своему предшественнику, поместив рядом с фигурой девочки целую стайку бабочек или мотыльков.
       А судьбы Мэри и Маргарет Гейнсборо сложились, увы, совсем не счастливо. Недаром у их отца было так тревожно на сердце. В юности они обе влюбились в одного мужчину, некоего Иоганна Фишера, гобоиста и проходимца. Фишер выбрал старшую Мэри, женился на ней, но брак этот очень скоро распался. Мэри вернулась в родительский дом, помирилась с сестрой, и больше они не расставались. Замуж девушки так и не вышли, жили сначала с родителями, а потом вдвоем, благо наследство после отца им досталось очень приличное. Но с годами у обеих начались проблемы с психикой. У Мэри периодически начиналась депрессия, а Маргарет несколько раз пыталась покончить с собой.
А для зрителя они навсегда остались прелестными детьми, беспечно бегущими за маленькой белой бабочкой, легкой и беззаботной, как и они сами.

Tags: женщины, истории, портрет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments