
Часть 1.
Некоторое время назад я писала о портрете певицы Генриетты Зонтаг работы художника Поля Делароша (https://nikonova-alina.livejournal.com/480763.html). Там же было упомянуто имя ее извечной соперницы Марии Малибран, личности с не менее замечательной биографией, у которой также имелся портрет, тайна которого и по сей день остается неразгаданной до конца. Но начнем все-таки с биографии.
Мария Малибран родилась 24 марта 1808 года. Как и у Зонтаг, ее семья была артистической, только не театральной, а музыкальной. Ее отец – композитор, певец-тенор и педагог Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа, для которого сам Россини написал партию графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике», а мать – оперное сопрано Хоакина Ситчес Брионес. Еще у Марии был старший брат, певец-бас, педагог и медик Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа Ситчес, и младшая сестра Мишель Фердинанда Полина Гарсиа Ситчес, которая вошла в историю как Полина Виардо-Гарсия, певица, разумеется, и возлюбленная Ивана Тургенева.
Саму Марию при рождении назвали Мария Фелиция Гарсиа Ситчес.




Вопрос о будущем Марии, скорее всего, был решен уже с момента ее рождения. Но до трех лет у нее было вполне обычное детство. Семья тогда жила в Париже. Отец блистал на сцене в Итальянской опере, а мать занималась детьми, гуляла с ними в Люксембургском саду, а когда

В 1811 году семейство перебралось в Неаполь, поскольку Мануэль Гарсия получил приглашение Иоахима Мюрата петь в его личной часовне. Помимо этого родители Марии выступали в театре Сан-Карло. Дети же начали учиться музыке у местных музыкантов. Одаренность Марии произвела на педагогов огромное впечатление, так что не удивительно, что уже в пять лет Мария дебютировала на сцене.
Это была небольшая роль в опере «Агнес» итальянского композитора Фернандо Паэра. В задачу Марии входило принести письмо и передать его своему отцу во время его сцены с главной героиней. В это время девочка пела небольшую ариетту. После спектакля Мария заявила: «Я выла как собака, я не хочу больше петь!»
Вероятно, на некоторое время девочку оставили в покое, но когда в 1816 году семья Гарсия снова вернулась в Париж, Мануэль открыл там вокальную школу, и помимо занятий со своими взрослыми учениками, начал учить вокалу и дочь. Мануэль и Мария обладали достаточно сильными характерами, поэтому все занятия превращались в сплошной конфликт. Но следует признать, что отец обращался с дочерью очень жестко. Ей было запрещено все, что могло повредить голосу, включая все развлечения и прогулки с подругами. Даже ложиться спать она должна была в строго установленное время, потому что ничто не должно было отвлекать ее от главной цели.

Внешне все складывалось идеально, но вот, похоже, что Мануэль Гарсия был из тех отцов, которые жаждут, чтобы их дети превзошли их собственные достижения, и потому направляют их по жизни максимально жёстко, полностью игнорируя желания и психологические особенности самого ребенка. Мария была очень живой и неусидчивой девочкой, вероятно сейчас ее назвали бы гиперактивной, и не имела никакой склонности к систематическим занятиям в отличие от ее младшей сестры. Поэтому отец обучал дочь вокалу и актерскому мастерству со строгостью, граничившей с тиранией. Позднее он говорил, что Марию надо было заставлять работать железной рукой. Ему действительно удалось «ввести в границы искусства ее бурный врожденный темперамент», и сделать из Марии великолепную артистку с редким голосом. У Малибран было колоратурное меццо-сопрано. А чем за это пришлось заплатить девочке, никого не интересовало.
Второй дебют Марии, уже настоящий, положивший начало ее дальнейшей блестящей карьере случился в 1825 году в Лондоне. Это была самая настоящая голливудская история. На этот сезон Мануэль Гарсия был ангажирован в Королевской опере Лондона, поэтому все семейство обосновалось в английской столице, и разумеется, постоянно пребывало за кулисами театра.



Примадонной театра тогда была выдающаяся певица Джудитта Паста, которая должна была петь партию Розины в «Севильском цирюльнике», но она заболела, и отец Марии уговорил руководство театра позволить выйти на сцену его дочери. Впрочем, есть версия, что дело было совсем не в болезни Джудиты Паста. В тот сезон в Королевской опере выступал последний из великих кастратов, Джамбаттиста Веллути. Он обладал столь великолепным голосом, что ни одна из певиц не рисковала выходить на сцену одновременно с ним. Директор театра был в отчаянии, и вот тогда Мануэль Гарсия и заявил, что его дочь вполне способна сравниться с кастратом.
Согласно легенде, Мария выучила партию за два дня (хотя, если ее отец много лет пел Альмавиву в «Севильском» и репетировал дома,

Когда сезон закончился, в конце августа 1825 года Мануэль Гарсия вместе с семьей погрузился на пакетбот компании «Черный шар» и отправился на гастроли в Америку. Там он очень быстро собрал небольшую труппу, куда, разумеется, вошли и его домашние. 29 ноября труппа Гарсии открыла сезон в «Парк-театр» «Севильским цирюльником. В конце года Гарсиа поставил для Марии свою оперу «Дочь Марса», а позднее - еще три оперы: «Золушка», «Лукавый любовник» и «Дочь воздуха». Постановки оказались очень удачными, и семейство Гарсия получило весьма приличную прибыль. За одно представление они получали до 3 тысяч долларов.
Ажиотаж вокруг спектаклей был столь масштабным, что нью-йоркский муниципалитет даже принял специальные правила парковки для экипажей зрителей и выделил специальные места для лошадей.
Продолжение следует…