nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

ТАЙНЫ МАРИИ МАЛИБРАН

Часть 6.

          Как это ни печально, но помимо воспоминаний современников от Марии Малибран нам остались только ее многочисленные портреты. Она была красива, знаменита, являлась, как это сейчас говорят, публичной персоной, поэтому в такой огромной галерее ее сохранившихся изображений нет ничего удивительного.
          Самый известный портрет великой певицы, который хранится в музее театра Ла Скала, принадлежит кисти малоизвестного художника Луиджи Педрацци (настолько малоизвестного, что я не смогла найти о нем вообще никакой информации). И исследователи этого произведения очень часто отмечали, что эта работа слишком хороша для достаточно посредственного живописца.
        А посему появилась версия, что Педрацци всего лишь сделал копию с портрета Марии Малибран, написанного более значительным художником. И в качестве автора первоначального произведения называют самого Карла Брюллова. Причин этого несколько. Во-первых, существует несколько подписных портретов певиц Ла Скала, принадлежащих кисти Брюллова. Это портреты Джудитты Паста в роли Анны Болейн, Джузеппины Ронци де Беньис в роли Семирамиды, Фанни Персиани-Токинарди в роли Амины из оперы «Сомнамбула». Все эти портреты были выполнены в 1833-35 годах, то есть именно в те годы, когда на сцене Ла Скала блистала и Малибран.

          Так что вполне логично предположить, что Брюллов мог написать и самую знаменитую солистку театра того времени. Тем более, что и сам он утверждал, что буквально боготворил Марию Малибран. О чем часто упоминали его современники:
          «Пение [Карл Брюллов] любил до восторженности, — вспоминал о встречах с художником Егор Маковский. — Рассказывал о заграничных артистах, отдавал преимущество г-же Малибран и Паста...»
          В Италии существовало предание о том, что Карл Брюллов на самом деле написал портрет своей любимой певицы Марии Малибран и зашифровал в букете цветов, вложенном в руки модели свою подпись. Так вот, на портрете, приписываемом кисти Луиджи Педроцци в руках у Малибран действительно находится букет цветов, из первых букв названий которых складывается имя Карло: Камелия, Акант, Роза, Чертополох, Олива (Camelia, Accanto, Rosa, Lappola, Olea).
          Впрочем, вполне вероятно, что Карло — это имя не художника Карла Павловича Брюллова, автора картины, а возлюбленного Марии — скрипача Шарля де Берио, который примерно во время создания портрета стал, наконец, ее мужем.
          Однако версия с принадлежностью картины кисти Луиджи Педрацци, ничем не доказывается, также, как и авторство Брюллова. На полотне нет подписи, также отсутствуют и какие бы то ни было документы, связанные с ним. Так что, возможно, версия о том, что в Ла Скала хранится тот самый портрет, подпись к которому Брюллов спрятал в букете цветов в руках актрисы, имеет право на существование.
          На портрете Мария Малибран представлена в костюме Дездемоны. Композиция картины и поза модели вызывают в памяти такие известные брюлловские вещи, как портрет Фанни Персиани и графический портрет княгини 3инаиды Волконской. Как и на многих других работах художника, здесь также повторяется мотив вазы с цветами, а также аксессуары одежды. И на Малибран, и на Фанни Персиани похожие широкополые шляпы. Совершенно одинаков фасон бархатных платьев, в которые одеты Малибран на портрете из Ла Скала, графиня Ольга Орлова-Давыдова и Джудитта Паста на полотнах Брюллова: они отличаются только по цвету бархата (темно-вишневый у Малибран, густо-синий у Орловой-Давыдовой и Пасты) и атласной подкладки. Кстати, поначалу платье у Ольги Орловой-Давыдовой тоже было не синим, а темно-вишневым, как об этом свидетельствует находящийся ныне в Историческом музее акварельный эскиз Н. Е. Ефимова «Карл Брюллов пишет портрет О. И. Орловой-Давыдовой».
          Но главное, это ощущение радости бытия и душевной гармонии, которые присутствуют в образе Марии Малибран. Эти качества отличают всю серию брюлловских портретов деятелей итальянской культуры середины 1830-х годов.
Однако специалисты отмечают на портрете Малибран из Ла Скала и некоторые несвойственные Брюллову живописные особенности. Работа выполнена плотной корпусной живописью, необычной для Брюллова, который обычно писавшего тонкими, прозрачными мазками. Несколько непривычна для русского мастера и общая насыщенная цветовая гамма картины с господством темно-малиновых тонов, а также чрезмерная уравновешенность композиции. Так, может быть, портрет Малибран из музея Ла Скала – это слегка видоизмененная копия маслом, сделанная Луиджи Педрацци с акварельного портрета певицы работы Карла Брюллова.
        Но есть еще более таинственная история, связанная с одной из самых известных картин Карла Брюллова «Всадница», которая также, вполне вероятно, касается Марии Малибран.

          Продолжение следует…
Tags: женщины, истории, портрет
Subscribe

  • Мои твиты

    Пт, 03:05: БОГОМАТЕРЬ НА ИКОНЕ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ КАНОНЫ https://t.co/0RxO1mVpnU Пт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Чт, 03:05: САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. ВЕНЕРА И МАРС. Ок.1483 https://t.co/drbh34BAy7 Чт, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Мои твиты

    Ср, 03:05: АННИБАЛЕ КАРРАЧЧИ. МЕРТВЫЙ ХРИСТОС С ОРУДИЯМИ СТРАСТЕЙ. 1582 https://t.co/M0hKcY5aWu Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments