nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

В ДВУХ СЛОВАХ О «ПОРТРЕТЕ СЕСИЛИ АЛЕКСАНДЕР» ДЖЕЙМСА УИСТЛЕРА

          Мисс Сесили Александер была хорошенькой восьмилетней девочкой, немного капризной и избалованной, когда ее отец, известный лондонский банкир заказал ее портрет самому модному на тот момент портретисту, работавшему в английской столице, Джеймсу Уистлеру. Александера и Уистлера объединяла любовь к японскому искусству, тем более что банкир был известным коллекционером японского фарфора.
          Первоначально художнику был заказан портрет старшей дочери Александера, Агнес Мэри, но когда Уистлер увидел младшую девочку, Сесили, он загорелся идеей написать ее в платье и позе, подобным героине картины Эдуарда Мане «Лола из Валенсии».
          Уистлер дал строгие инструкции относительно того, как девочка должна быть одета и сам разработал для нее платье, причем даже указал, где следует купить нужный материал – индийский муслин в мелкий цветочек. Даже черно-белый ковер, на котором стоит Сесили был изготовлен по специальному заказу.
          Уистлер работал над портретом почти три года с 1872 по 1874. Его творческий метод, который давал потрясающие результаты был, тем не менее весьма мучителен для модели:
          «…Он работал с большой скоростью и долгими часами, использовал полупрозрачные цвета, покрывая холст бесчисленными слоями краски. Глубина и интенсивность цвета нарастала по мере создания картины. Сначала вся фигура была окрашена в серо-коричневые тона, с очень небольшим количеством телесного цвета, всё идеально сочеталось с серо-коричневым фоном. Потом весь фон немного усиливался, затем фигура становилась немного сильнее; затем фон, и так далее, изо дня в день, и неделю за неделей, и, часто, из месяца в месяц... Весь портрет действительно рос, развивался как единое целое, от самых первых слабых оттенков цвета до их полных значений. Как будто портрет был спрятан в холсте, и мастер, дирижируя изо дня в день кистями, вызывал изображение…»
          «Портрет Сесили Александер» строится на сочетании изысканных серых и зеленых тонов. Девочка, одетая в светлое платье, перетянутое бледно-желтым поясом поверх дымчато-серой драпировки, позирует на фоне серой ширмы, стоя на серовато-розовом полу. Слева на заднем плане глухую темную часть ширмы оживляет серовато-розоватая ткань с золотистой отделкой, небрежно брошенная на стул.
          В руке Сесили – темно-серая шляпа с длинным зеленым пером. Все детали костюма героини, начиная от темной ленты в ее пышных каштановых волосах, и вплоть до серых бантов ее изящных черных туфелек точно гармонируют друг с другом.
          Для того, чтобы соответственно названию картины достичь желаемой гармонии, художнику потребовалось более 70 сеансов, которые маленькая модель закономерно воспринимала как издевательство, поскольку Уистлер категорически запрещал ей хоть немного менять позу. Это недовольство явно читается на лице героини портрета. Впоследствии, уже будучи в весьма преклонных летах, Сесили вспоминала о работе художника следующее:
          «…Мне казалось, что я попала в лапы людоеду. Уистлер заставлял меня часами стоять совершенно неподвижно, в одной и той же неловкой позе. Я думаю, что художник не должен был так обходиться с маленько девочкой, какой я была в ту пору…»
          Фон картины, однотонная светло-серая ширма с темным основанием, отсылает к увлечению художника Японией. Также восточные мотивы можно увидеть в цветках ромашки, которые Уистлер размещает у правого края холста, и нескольких пестрых бабочках или мотыльках, порхающих над девочкой и за ее спиной. Бабочки могут символизировать душу ребенка, такую же нежную и очень уязвимую. Еще одного мотылька можно заметить изображённым на ширме, это подпись самого Уистлера.
          Строгая и лаконичная композиция картины, ее утонченное колористическое решение создает изысканное ощущение гармонии и хрупкой красоты. Уистлер всегда уделял основное внимание атмосфере сцены, которую он писал, а также он очень чутко ощущал взаимосвязь между живописью и музыкой. Именно поэтому многие его работы, в том числе и портрет Сесили Александер, имеют в названиях музыкальные термины.

          Предполагается, что «Гармония в сером и зеленом» одновременно явилась и данью уважения Уистлера по отношению к Эдуарду Мане и отсылкой к работам Веласкеса, который также часто изображал членов испанской королевской семьи в черно-серых тонах и похожих застывших позах.
          Портрет Сесили Александер закономерно считается одной из самых красивых и изысканных работ Джеймса Уистлера, в полной мере демонстрирующей его художественный метод.
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Мои твиты

    Ср, 03:08: ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ. ФРИНА НА ПРАЗДНИКЕ ПОСЕЙДОНА В ЭЛЕВСИНЕ. 1889 https://t.co/BzNddZL3dm Ср, 03:15: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О…

  • Мои твиты

    Вт, 03:06: ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ. ФРИНА НА ПРАЗДНИКЕ ПОСЕЙДОНА В ЭЛЕВСИНЕ. 1889 https://t.co/IC8R0FEuGW Вт, 03:16: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О…

  • Мои твиты

    Пн, 03:07: ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ. ФРИНА НА ПРАЗДНИКЕ ПОСЕЙДОНА В ЭЛЕВСИНЕ https://t.co/UOf7SU9QNx Пн, 03:18: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments