nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

В ДВУХ СЛОВАХ О «СЕМЬЕ» ЭГОНА ШИЛЕ

          В 1913 году Эгон Шиле, декадент, экспрессионист и провокатор, только что переживший обвинение в безнравственности, сожжение своих картин и тюремное заключение, познакомился с двумя девушками из совершенно другого мира, чистыми, невинными и неиспорченными. Это были сестры Адель и Эдит Хармс. Он начал ухаживать за обеими, а потом понял, что влюбился в Эдит, сделал ей предложение и женился (хотя иногда утверждается, что поначалу его интересовало только приданное девушки из состоятельной семьи). С этого момента его скандальная творческая манера и тематика работ начала меняться, как будто он действительно переосмыслил свою жизнь и произвел переоценку ценностей.
          Последней картиной, созданной Эгоном Шиле, стала работа под названием «Семья». Он начал ее писать в 1918 году, когда, вернувшись с фронта, узнал, что его любимая жена ожидает их первенца. Несмотря на счастливое событие, которое вдохновило художника на работу над этим замыслом, картина получилась достаточно мрачной, далекой от идиллического изображения счастливой семейной жизни. И это позволяет причислить «Семью» к разряду пророческих произведений.
          В центре полотна на глухом темном фоне перед зрителями предстают трое персонажей: мужчина с тревожным выражением лица, чертами напоминающий самого художника, его жена и маленький ребенок. Мужчина и женина обнажены, ребенок закутан в темные ткани. Художник располагает их друг над другом: сверху – мужчина, затем женщина, а внизу, у ее ног, словно он только что вышел из ее лона, – ребенок. Этот композиционный прием, когда герои словно матрёшки «вложены» друг в друга, позволяет показать теснейшую физическую близость персонажей. Однако, очевидно, что духовно мужчина и женщина разобщены, поскольку их взгляды направлены в разные стороны. Он смотрит прямо на зрителя, а она вправо, туда же, куда направлен взгляд ребенка.
        Художник словно показывает, что даже тесное единство одной семьи не дает ей защиты от враждебного окружающего мира, который символизирует тьма, окружающая героев со всех сторон. Персонажи выглядят растерянными перед лицом надвигающейся неведомой опасности. Это приближение чего-то ужасного ощущает даже ребенок, со страхом прижимающийся к ноге матери. Основной посыл художника – отчаянный крик об одиночестве и беззащитности человека в этом мире, где даже близкие люди бессильны помочь друг другу.
          В картине четко прописаны гендерные роли. Мужчина, худой и мускулистый пытается выполнять свою функцию защитника в буквальном смысле пытаясь оградить семью от бед, что подчеркивает его рука, опирающаяся на колено. Женщина изображена с крепким здоровым телом, идеально приспособленным для материнства. В данном случает Шиле изменяет своему прежнему пристрастию к болезненно-худым телам девочек-подростков. Однако, беременные женщины символизировали для художника тонкую грань между жизнью и смертью.
          Художник пишет тела героев с помощью рельефного сочетания пятен розовой и серо-голубой краски, резко выделяя их на черном фоне. Поскольку картина не была окончена, и фон художник не дописал, возможно, он мог бы измениться, но вряд ли общая атмосфера полота оказалась бы более позитивной.
          Эдит Шиле умерла от испанки будучи на шестом месяце беременности, через несколько дней также от испанки умер и сам Эгон Шиле, так и не успев закончить «Семью», и оставив ее нам не только как пророчество, но и как предостережение.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments