nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ОБЩИЕ ФАКТЫнисий

РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ:
ИМЕНА И ЧТО МЫ О НИХ ЗНАЕМ

Часть 2.

         Иконопись всегда считалась совершенно особым видом искусства. У обычной картины один автор – художник, то есть человек, а икона создается под влиянием божественной силы, то есть ее главным создателем является Господь.
          Как известно, первым иконописцем считается апостол Лука, который был не только известным врачом, но и талантливым живописцем. Он написал изображение Богоматери еще при ее жизни, причем с натуры. И теперь эта икона, возможно, самая знаменитая из всех, называется Богоматерь Владимирская и хранится в Третьяковской галерее.
          Первым русским иконописцем называли монаха Киево-Печерской лавры Алимпия. От него, к сожалению, не сохранилось ни одной иконы (это, конечно, понятно: бесконечные междоусобные войны, татаро-монгольское иго, не говоря уже о трагедиях советской эпохи, когда уничтожалось все, что не подходило советской идеологии).
          О жизни Алимпия известно немного, это то, что сообщали летописи, прежде всего монастырские, в частности, «Киево-печерский патерик», повествовавший о монахах и их делах. Согласно этому источнику, Алимпий начал учиться искусству иконописи у мастеров, которые участвовали в строительстве Большой Печерской церкви в Киеве.
          Позднее Алимпий приобрел такую славу, что многие хотели видеть в церквях иконы, написанные только им. Согласно легенде, одной из таких икон была «Богоматерь Великая Панагия», которая еще называется «Ярославской Орантой», так как ее обнаружили в кладовой Спасского собора Ярославля в 1919 году и позднее отреставрировали в Центральных реставрационных мастерских. Эта икона датируется 1114 годом, а это год смерти Алимпия согласно данным монастырских летописей.
          Возможно, «Ярославская Оранта» действительно была отослана в город Ростов Великий по велению князя Владимира, который возвел там церковь, а затем, в 1788 году, когда ростовская митрополия была упразднена, перевезена в Ярославль вместе со всем имуществом ростовского архиерейского дома.

         Следующим по времени знаменитым русским иконописцем называют Феофана Грека. Он действительно был родом из Греции, и работать начал еще у себя на родине. Предполагается, что он участвовал в росписи церквей Константинополя, Галаты, Халкедона, Кафы (Феодосии).
          На Руси Феофан Грек появился до 1378 года, поскольку именно в этом году новгородские летописи сообщают, что он писал фрески в знаменитой новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
          Спустя какое-то время Феофан Грек перебирается в Москву. В 1395 году он вместе с учениками расписывает там церковь Рождества Богородицы, в 1399 году – церковь св.Михаила, а в 1405 – Благовещенский собор Московского Кремля. В этой работе участвует также и Андрей Рублев.
          Исследователи предполагают, что в промежутке между работой в Новгороде Великом и в Москве, Феофан Грек побывал в Нижнем Новгорода, где также исполнил несколько крупных заказов.
          Кроме фресок Феофан Грек написал и несколько знаменитых икон, в том числе «Богоматерь Донскую» (с «Успением» на обратной стороне) и «Преображение» из Переславля-Залесского.
          Известно, что Феофан Грек умер в достаточно преклонном возрасте между 1405 и 1415 годами, но точная дата его смерти не известна, так же, как и место, где он похоронен.

         Вероятно, самым известным из всех русских иконописцев был Андрей Рублев. О жизни этого величайшего русского художника также известно совсем немного. В летописях упоминается, что он был «чернецом», то есть монахом и перечисляются основные работы, в которых он принимал участие.
          В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля, в 1408 году с Даниилом Черным – Успенский собор во Владимире, а в 1424-1426 годах – Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. После этого он был приглашен в Спасо-Андроников монастырь также для исполнения живописных работ.
          Предполагается, что сначала он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем перешел в Спасо-Андроников, где и скончался приблизительно в 1427 году.
          Самое знаменитое произведение Рублева икона «Троица» была написана около 1411 года (по другой версии – в 1420-х годах)  для Троице-Сергиевой обители, которую в те годы восстанавливал после набега хана Едигея ее настоятель Никон Радонежский.
          Работы Рублева настолько высоко ценились, что на Стоглавом соборе 1551 годы они были признаны образцом для всех последующих иконописцев.


         Еще одним талантливым древнерусским живописцем считается Дионисий. И о нем, к сожалению, можно отыскать только весьма скудную информацию в летописях и житиях русских святых. Все это связано еще и с тем, что работ Дионисия сохранилось очень мало.
Возможно, он родился в 1440-х годах, и вышел из довольно привилегированной, но не чуждой искусству, среды, поскольку среди его предков упоминаются князья и даже некий живописец Петр-царевич.
          Известно, что в 1467-1477 Дионисий вместе со своим учителем Митрофаном работал в Пафнутьево-Боровском монастыре. Предполагается, что он выполнил иконостас для собора Рождества Богоматери, а также фрески. Эта его работа практически не сохранилась
Позднее в 1481 году Дионисий участвовал в работах по росписи иконостаса для Успенского собора Московского Кремля. Видимо, он писал Деисус, праздники и пророков. Но эти иконы также не сохранились, во всяком случае, установить их судьбу исследователям так и не удалось.
          Многие произведения Дионисия, упоминаемые в летописях, погибли в пожарах, затерялись или были уничтожены еще какими-то способами. Уже в летописях часто высказывается сожаление о гибели «чюдных» икон и росписей Дионисия.
Упоминания о нем в исторических источниках ученые собирали по крупицам. Дионисий был мирянином, поэтому о нем в летописях сообщали еще реже, чем об Андрее Рублеве.
Есть сведения о работе Дионисия в Иосифо-Волоколамском монастыре и в Павлово-Обнорском монастыре (около 1500 года). В обеих обителях он писал иконы, которые также почти не сохранились.
          Самой знаменитой, последней и самой сохранившейся работой художника являются фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который он выполнил вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром в 1500-1502 годах. Ферапонтов монастырь затерялся в лесах Новгородской области, поэтому, возможно, его фрески и сохранились во всей полноте. Исследователей русской иконописи и обычных посетителей больше всего восхищали необыкновенно яркие краски и тонкий рисунок фресок.
          Дионисий был очень талантливым художником, которого, к сожалению, почти забыли спустя совсем немного времени после его смерти.

Продолжение следует…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments