nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

В ДВУХ СЛОВАХ О «ТАНЦЕВАЛЬНОМ КЛАССЕ» ЭДГАРА ДЕГА
          Эдгар Дега открыл для себя балет в качестве источника вдохновения в начале 1870-х годов, когда произошло его окончательное сближение с импрессионистами. Он вообще не любил бывать на пленэре, полагая, что на открытом воздухе рассеивается внимание художника, и потому предпочитал работать в хорошо контролируемой атмосфере мастерской, при этом выбирая сюжеты, связанные с закрытыми помещениями. Его манили парижские кафе и кабаре, а также сцена и репетиционные залы парижских театров.
          И именно Дега первым открыл для зрителей мир балетного закулисья. Он не пошел проторенной дорогой вслед за своими предшественниками и не стал изображать сценические триумфы звёзд балетной сцены. Гораздо больше его интересовал ежедневный труд артистов, их тяжелая изнурительная подготовка к блистательному выступлению.
          Дега постоянно бывал за кулисами парижской Оперы, стал там своим человеком, и этот статус позволил ему увидеть изнанку театрального мира, в которой присутствует не только красота и искусство, но и некоторая почти бытовая приземленность.
          Одной из самых известных работ Дега из балетного цикла считается «Танцевальный класс» (или «Урок танца»), написанный предположительно между 1873 и 1875 годами. Картину заказал художнику его покровитель Жан-Батист Фаре, знаменитый в то время баритон парижской Оперы и коллекционер, много помогавший Дега в начале его творческого пути.
          Работая над «Танцевальным классом» художник в течение нескольких лет регулярно посещал занятия, которые проводил для кордебалета знаменитый танцовщик и балетмейстер Жюль Перро, в свое время первым поставивший балет «Жизель». Это именно он, уже постаревший, но по-прежнему находящийся в прекрасной форме, изображен на полотне в центре картины, в тот самый момент, когда остановив урок, он что-то разъясняет ученицам. Перро положил руки на палку, свой рабочий инструмент, а вокруг него собрались девушки из кордебалета, очевидно, чтобы выслушать его замечания.

        Скорее всего на картине запечатлен конец урока или перерыв, когда педагог еще сурово смотрит на своих учениц, но те уже расслабились и начали открыто демонстрировать свою усталость. Одна из девушек, изображенных на переднем плане слева, еще смотрит на Перро, а ее подруга, взгромоздившаяся на рояль, вытягивает шею, стараясь дать отдых затекшим мышцам.  Балерины на заднем плане поправляют костюмы и прически, некоторые смогли занять стулья и о чем-то переговариваются. Девушка прислонившаяся к раме высокого зеркала в центре заднего плана прикрыла глаза и, похоже, пытается задремать.
          Особое внимание Дега уделил изображению дощатого пола, половицы которого, кажется, уводят взгляд зрителя в бесконечную перспективу, придавая всему помещению какой-то иррациональный облик.
          Дега смог уловить мгновение, когда волшебство танца заканчивается, и юные богини превращаются во вполне земных утомленных девушек, вдруг утративших грацию, с которой они еще пару минут назад представали в образе неземных парящих фей. И кажется, что художник вовсе не противопоставляет возвышенное и бытовое, высокое и низменное, а сплетает все воедино.
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments